К тюркским истокам: кочевники, пастухи, юрты и сказания — фоторепортаж
К тюркским истокам: кочевники, пастухи, юрты и сказания — фоторепортаж
Sputnik Узбекистан
Ученые из Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана, Монголии и России отправились в кыргызские села изучать тюркский быт. Самые яркие моменты экспедиции - на фото.
Международный проект "Тюрко-монгольский мир "Большого Алтая": единство и многообразие в истории и современности" объединил ученых из Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана, Монголии и России для изучения общих историко-культурных корней тюркских народов. Первой совместной работой стала этнографическая экспедиция в соседнюю республику — Кыргызстан. Исследователи побывали в 16 селах и стойбищах, посетили мастерские по изготовлению традиционных войлочных ковров, а также познакомились со сказителями древнего эпоса.Самые яркие моменты экспедиции смотрите в фотоленте, подготовленной при поддержке организаторов — Научно-образовательного центра алтаистики и тюркологии "Большой Алтай" Алтайского государственного университета (НОЦ "Большой Алтай" АлтГУ) совместно с Кыргызским национальным университетом им. Ж. Баласагына, Институтом истории, археологии и этнологии им. Б. Джамгерчинова, НАН Кыргызской Республики.Тюркские народы имеют глубокие историко-культурные связи, уходящие корнями в кочевую цивилизацию.Скотоводческий уклад тюркских народов связан с общим культурно-генетическим фондом. Традиция, основанная на разведении большого стада разного состава животных, сохранилась и сегодня. Это обеспечивает устойчивость традиционной системы питания, о которой было известно еще в конце XVIII — в начале XIX веков по этнографическим описаниям.В северных районах республики Кыргызстан — Исыык-Кульской и Нарынской областях — доля занятий скотоводством очень велика. Высокогорное пастбище является главным источником для мясной и молочной продукции и Кыргызстана, и соседних регионов.Также скот является источником шерсти, из которой делают войлок. Традиционно его используют для постройки юрт, которые сохраняют свое значение у тюркских народов и сегодня.В юртах скотоводы живут до сих пор на высокогорных летних пастбищах, потому что другой тип жилища там возвести невозможно. Кроме того, юрты можно увидеть в сельской и в городской местности в качестве дополнительного или праздничного дома, в том числе и в Узбекистане.Сегодня одним из центров изготовления юрт является уникальная, ремесленная деревня Кызыл-Туу, которая известна не только в Кыргызстане, но и за его пределами."У тюркских народов наблюдается всплеск этнического самосознания, расцвет этнической культуры, которая активно ищет свое место в этом мире. Производство юрт, ковров и других изделий гибко адаптируется к современным условиям и переориентируется на современный рынок, в том числе на туристическую сферу. Таким образом, получая второе дыхание и возможность продолжения во времени", — поделился организатор экспедиции, эксперт НОЦ "Большой Алтай", директор Института истории и международных отношений АлтГУ Иван Назаров.Помимо утепления юрт, тюркские народы традиционно используют войлок для изготовления ковров. Этим ремеслом занимаются женщины, следуя всем старинным канонам.В 2012 году ЮНЕСКО включила войлочные кыргызские ковры — шырдаки — в Список нематериального культурного наследия человечества.Еще одним культурным наследием тюркских народов является эпос — древние песенные сказания о сложных перипетиях народа в раннесредневековую эпоху, о борьбе с другими племенами и об обретении родины. В Кыргызстане цикл таких произведений называется "Манас".Сказитель древнего эпоса — человек, обладающий высоким статусом в кыргызском, казахском, узбекском, алтайском и других обществах. Традиционно, в народе считается, что он обладает даром ясновидения и другими сверхъестественными способностями.Первые итоги экспедиции подвели на Втором Международной алтаистическом форуме в АлтГУ.Проект "Тюрко-монгольский мир "Большого Алтая": единство и многообразие в истории и современности" реализуется при поддержке Министерства науки и высшего образования России.
Ученые из международного проекта "Тюрко-монгольский мир "Большого Алтая" побывали в 16 селах и стойбищах Кыргызстана. Они посетили мастерские по изготовлению ковров и познакомились со сказителями древнего эпоса. Самые яркие моменты экспедиции смотрите в фотоленте.
Международный проект "Тюрко-монгольский мир "Большого Алтая": единство и многообразие в истории и современности" объединил ученых из Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана, Монголии и России для изучения общих историко-культурных корней тюркских народов. Первой совместной работой стала этнографическая экспедиция в соседнюю республику — Кыргызстан. Исследователи побывали в 16 селах и стойбищах, посетили мастерские по изготовлению традиционных войлочных ковров, а также познакомились со сказителями древнего эпоса.
Самые яркие моменты экспедиции смотрите в фотоленте, подготовленной при поддержке организаторов — Научно-образовательного центра алтаистики и тюркологии "Большой Алтай" Алтайского государственного университета (НОЦ "Большой Алтай" АлтГУ) совместно с Кыргызским национальным университетом им. Ж. Баласагына, Институтом истории, археологии и этнологии им. Б. Джамгерчинова, НАН Кыргызской Республики.
Тюркские народы имеют глубокие историко-культурные связи, уходящие корнями в кочевую цивилизацию.
На Большом Алтае происходило зарождение и формирование тюркских народов, сплав и взаимодействие разных культур, в результате чего, даже в современной жизни этих народов — в обычаях, еде, семейных отношениях, формах государственного управления — можно найти нечто общее. То, что делает кыргыза, алтайца, казаха, потомственного сибиряка, практически родственниками.
Сергей Землюков
Руководитель НОЦ "Большой Алтай", президент АлтГУ
Скотоводческий уклад тюркских народов связан с общим культурно-генетическим фондом. Традиция, основанная на разведении большого стада разного состава животных, сохранилась и сегодня. Это обеспечивает устойчивость традиционной системы питания, о которой было известно еще в конце XVIII — в начале XIX веков по этнографическим описаниям.
В северных районах республики Кыргызстан — Исыык-Кульской и Нарынской областях — доля занятий скотоводством очень велика. Высокогорное пастбище является главным источником для мясной и молочной продукции и Кыргызстана, и соседних регионов.
Также скот является источником шерсти, из которой делают войлок. Традиционно его используют для постройки юрт, которые сохраняют свое значение у тюркских народов и сегодня.
В юртах скотоводы живут до сих пор на высокогорных летних пастбищах, потому что другой тип жилища там возвести невозможно. Кроме того, юрты можно увидеть в сельской и в городской местности в качестве дополнительного или праздничного дома, в том числе и в Узбекистане.
Традиции кочевого быта в Узбекистане почитаются как исторические реликвии и память о богатом наследии предков. Наверное, поэтому такой атрибут кочевой жизни, как утов или юрта, и сегодня встречается в Хорезме, Каракалпакстане, Сурхандарье и Кашкадарье.
Якутхон Маматова
Доктор филологических наук, профессор университета Мирзо Улугбека
Сегодня одним из центров изготовления юрт является уникальная, ремесленная деревня Кызыл-Туу, которая известна не только в Кыргызстане, но и за его пределами.
"У тюркских народов наблюдается всплеск этнического самосознания, расцвет этнической культуры, которая активно ищет свое место в этом мире. Производство юрт, ковров и других изделий гибко адаптируется к современным условиям и переориентируется на современный рынок, в том числе на туристическую сферу. Таким образом, получая второе дыхание и возможность продолжения во времени", — поделился организатор экспедиции, эксперт НОЦ "Большой Алтай", директор Института истории и международных отношений АлтГУ Иван Назаров.
Помимо утепления юрт, тюркские народы традиционно используют войлок для изготовления ковров. Этим ремеслом занимаются женщины, следуя всем старинным канонам.
В 2012 году ЮНЕСКО включила войлочные кыргызские ковры — шырдаки — в Список нематериального культурного наследия человечества.
Еще одним культурным наследием тюркских народов является эпос — древние песенные сказания о сложных перипетиях народа в раннесредневековую эпоху, о борьбе с другими племенами и об обретении родины. В Кыргызстане цикл таких произведений называется "Манас".
Сказитель древнего эпоса — человек, обладающий высоким статусом в кыргызском, казахском, узбекском, алтайском и других обществах. Традиционно, в народе считается, что он обладает даром ясновидения и другими сверхъестественными способностями.
Масштабного и систематического изучения жизни и быта бывших номадов (кочевников) в Узбекистане пока не проводилось. Безусловно, это имело бы большой резонанс как в научно-исследовательском, так и в практическом плане: использование историко-культурных и хозяйственно-бытовых навыков, возрождение кочевой культуры в тех регионах, где в этом есть потребность; усиление туристической составляющей, причем не только зарубежных туристов, но также и жителей других регионов Узбекистана, для которых это так же является полноценной экзотикой.
Равшан Назаров
Кандидат философских наук, доцент Ташкентского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова
Первые итоги экспедиции подвели на Втором Международной алтаистическом форуме в АлтГУ.
Проект "Тюрко-монгольский мир "Большого Алтая": единство и многообразие в истории и современности" реализуется при поддержке Министерства науки и высшего образования России.