Общество

Кому выгоден транспортный коридор от Китая до Афганистана

© пресс-служба Узбекистон темир йуллариПервый контейнерный поезд выехал по маршруту “Китай – Кыргызстан – Узбекистан – Афганистан”
Первый контейнерный поезд выехал по маршруту “Китай – Кыргызстан – Узбекистан – Афганистан” - Sputnik Узбекистан, 1920, 20.09.2022
Подписаться на
НовостиTelegram
Эксперты оценили будущее коридора "Китай – Кыргызстан – Узбекистан – Афганистан".
ТАШКЕНТ, 20 сен — Sputnik. Первый грузовой поезд отправился по недавно созданному транспортному коридору "Китай – Кыргызстан – Узбекистан – Афганистан". По данным пресс-службы "Узбекистон темир йуллари", отправка поезда произошла 19 сентября. Пилотный состав, сформированный китайской стороной, везет преимущественно продовольственные товары и бытовую технику.
Коридор "Китай – Кыргызстан – Узбекистан – Афганистан" считается мультимодальным, поскольку включает несколько видов сообщения: автомобильное и железнодорожное. Так, грузоперевозки от станции Кашгар в Китае до кыргызстанской станции Ош осуществляются автомобильным транспортом. А дальше, по маршруту через Узбекистан, до станции Мазари-Шариф в Узбекистане груз отправляют по железной дороге.
По прогнозам "Узбекистон темир йуллари", число грузов по новому коридору превысит 4 тысячи контейнеров в год. Как данный объем поставок может повлиять на экономику Узбекистана – читайте в обзоре Sputnik.

Инициатива Узбекистана

Запустить транспортный коридор от Китая до Афганистана в свое время предложил Узбекистан – в ходе встречи главы правления "Узбекистон темир йуллари" Хуснутдина Хасилова с руководителями железных дорог Кыргызстана и Афганистана, а также властями КНР.
Актуальность этого предложения, по словам узбекской стороны, заключалась во взаимной выгоде от запуска перевозок. В чем эта выгода, корреспонденту Sputnik объяснил кандидат экономических наук Михаил Беляев.

"Сейчас мы видим интенсификацию взаимного товарообмена в странах Центральной Азии, идет интенсификация экономических связей со странами, которые расположены в этой части земного шара, — рассказал эксперт. – И мы должны понимать, что любые экономические связи – торговые или производственные, — реализуются только в случае, если есть транспортные составляющие".

Слова Беляева подтверждают цифры, опубликованные узбекистанским Центром экономических исследований и реформ (ЦЭИР). За первые семь месяцев текущего года Узбекистан увеличил торговлю с Казахстаном на 11,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – внешнеторговый оборот двух государств достиг $2,5 млрд.
Усилилась и торговля с Кыргызстаном – показатель внешнеторгового оборота составил $659,9 млн (рост на 30%). Торговля с Туркменистаном возросла на 8,5% ($485,8 млн), а с Таджикистаном – на 16,2% ($340,4 млн).
Говоря о странах, связанных с регионом, стоит отметить, что Китай и Россия остаются главными торговыми партнерами Узбекистана. Внешнеторговый оборот Узбекистана с Россией с января по июль вырос на 29% по сравнению с показателями прошлого года и составил $4,8 млрд. Торговля с Китаем же добралась до $5,2 млрд (еще в прошлом году оборот торговли Ташкента и Пекина составлял 4 млрд за аналогичный период).

Что дает коридор Узбекистану

В ближайшие пять лет Узбекистан, по данным Министерства инвестиций и внешней торговли республики, планирует увеличить рост экономики в 1,5 раза и довести экспортный потенциал до $30 млрд к 2026 году. Достичь этой цели реально, если возрастет и объем международных грузоперевозок в 1,5 раза.

"С учетом того, что в центральноазиатском регионе вообще существует проблема с транзитом в силу географических особенностей, запуск перевозок по маршруту "Китай – Кыргызстан – Узбекистан – Афганистан" как минимум станет драйвером роста для местных экономик", — заявил в комментарии Sputnik председатель правления ассоциации "Межрегионавтотранс", экономист Сергей Храпач.

Важно также помнить, что транспортировка грузов означает их перевалку и обслуживание, напоминает Сергей Храпач. Все эти процессы создают рабочие места, поскольку возникают центры по обработке грузов и их дальнейшей разгрузки по локальным точкам.

"Соответственно к железнодорожным перевозкам цепляется еще и автомобильно-пассажирский транспорт", — подчеркивает эксперт.

Плюсы для ШОС

Появление транспортного коридора с участием Китая может быть воспринято, как форма конкуренции за регион с Россией, однако это не так, считает Михаил Беляев. По его мнению, новый путь создает дополнительные возможности для сотрудничества Узбекистана и России.
Более того, на самаркандском саммите ШОС 16 сентябре лидер КНР Си Цзиньпин заявил, что Китай готов вместе с Россией выводить мир на траекторию устойчивого развития. Также стало известно, что Пекин и Москва планируют достичь товарооборота в $200 млрд к 2024 году.
Тем временем власти Узбекистана рассчитывают, что проект нового коридора станет важным звеном транспортной сети в рамках ШОС. Напомним: именно Узбекистан предложил разработать Стратегию сотрудничества ШОС по развитию взаимосвязанности, эффективных экономических и транспортных коридоров.
Лента новостей
0