Изменения для мигрантов в России — что предлагает МВД
Может ли Россия обойтись без иностранной рабочей силы? Какие нововведения подготовили в МВД для регулирования миграционного потока и смогут ли мигрантов заменить заключенные – об этом Sputnik побеседовал с членом Общественного совета при МВД России Владимиром Волохом.
Подписывайтесь на Sputnik в ДзенПандемия показала, что для России важны все категории мигрантов: работники, студенты, культурные деятели. Но и для самих иностранцев нужны безопасные условия работы и проживания в РФ.
Как восстановить миграционный поток после глобального локдауна и что предлагается изменить в законодательстве, рассказывает член Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям, член Общественного совета при МВД России, экс-замминистра и почетный работник ФМС Владимир Александрович Волох.
Три режима пребывания для иностранцев – как это будет работать?
МВД России разработало новый порядок регулирования миграционного учета, который подразумевает три варианта нахождения на территории России иностранцев: краткосрочный (до 90 дней), долгосрочный (от 90 дней в течение календарного года, но без оформления ПМЖ) и постоянное нахождение в РФ.
"Идея в том, чтобы унифицировать учет всех приезжающих в Россию иностранных граждан. Если первая категория может включать в себя тех, кто, например, приехал в гости или командировку, вторая больше подходит для трудовых мигрантов, а третья – для студентов, постоянных рабочих или для тех, у кого в России семьи и кто планирует в будущем получать гражданство. Пока предложения обсуждаются, возможно, будут внесены поправки, в том числе от депутатов Государственной думы или от общественных организаций", — пояснил Владимир Волох.
По его словам, за последние десятилетия в РФ была разработана обширная и довольно эффективная система, но которая требует определенной реформации с учетом современных реалий. В частности, большинство моментов, связанных с регистрацией иностранцев, необходимо переводить в цифровой вид.
Неорганизованный организованный набор
Россия заключила соглашения по организованному набору с Узбекистаном и Таджикистаном. Этот механизм призван защитить иностранных работников от мошенников и обмана со стороны недобросовестных нанимателей. Однако появляется другой немаловажный момент – дисциплина и исполнительность самих приезжих.
"К сожалению, есть такие случаи, они единичны, но все же, когда мигрант использует оргнабор как инструмент въезда на территорию РФ, а потом пытается сразу поменять работу. Разумеется, у нас нет кабалы и каждый человек имеет право выбирать, где он хочет трудиться, но и приезжий должен соблюдать условия договора: отработать хотя бы год у конкретного нанимателя, который его приглашал, оплачивал дорогу и размещение. Это разумный и справедливый подход. По данной части, конечно, необходимо работать с гражданами", — отметил эксперт.
Владимир Волох добавил, что страны, особенно Узбекистан, очень помогают в организованном наборе своих граждан: содействуют в обучении, тесно контактируют с российскими коллегами по линии обработки документов, предоставляют площадки для встреч с работодателями. Однако, убежден собеседник, Россия также должна быть активной в этом вопросе.
"Думаю, РФ стоит более тесно работать с потенциальными трудовым ресурсами в странах, а не сидеть и не ждать, когда они сами приедут", — заявил Волох.
В целом, это перспективный инструмент для легализации иностранных работников, который поможет и им самим защитить свои права на территории чужого государства.
Найдет ли Россия замену мигрантам из Узбекистана?
Пандемия коронавируса внесла свои коррективы в экономику всех стран. Особенно это ударило по рынку рабочей силы: из-за закрытия границ целые отрасли производства остались без сотрудников. В РФ, по оценкам специалистов, наибольший дефицит испытывают сфера ЖХК, строительство и сельское хозяйство.
Уже звучат идеи о том, чтобы привлекать в отдельные секторы экономики российских заключенных, смягчая им наказание обязательными работами. По мнению эксперта, такой подход имеет право на жизнь, но глобально он не решает проблему нехватки кадров.
"Во-первых, цифры несопоставимы. При количестве уехавших мигрантов в 2,5 миллиона ФСИН готова трудоустроить всего 180 тысяч лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Получается капля в море. Во-вторых, реализация данного подхода требует внушительных финансовых и организационных затрат – инфраструктура, рабочие места, органы учета таких работников, финансирование этих предприятий. Ну и в-третьих, вопросы безопасности как самих работников, так и населения. Тут важно учесть все нюансы", — объяснил Волох.
В качестве пилотного проекта он предлагает организовать такие рабочие отряды, но в более скромных масштабах – всего по стране 3-5 тысяч человек, не более, а уже затем подумать, насколько это эффективно для широкого применения.
Межнациональное спокойствие – как избежать конфликтов
Важный вопрос национальной безопасности и стабильности – межнациональные отношения внутри РФ. Для поддержания атмосферы добрососедства и толерантности необходимо плотно работать с диаспорами. В целом, полагает эксперт, у России получается держать ситуацию под контролем и не допускать тяжелейших столкновений на национальной почве, как это было недавно в США.
"У нас успешно работает Совет при Президенте по межнациональным отношениям, причем, его возглавляет лично Владимир Путин, который практически всегда сам проводит эти заседания. Это говорит о том внимании, которое власти РФ уделяют данной сфере. Глава государства прислушивается к нашим инициативам. Последний пример – это пакет предложений по защите прав несовершеннолетних детей мигрантов, которые оказались в РФ. Думаю, было бы также полезно принять закон о социально-культурной адаптации мигрантов. Эта идея не нова, но пока она не реализована", — подчеркнул Волох.
Подробнее о предлагаемых изменениях в сфере трудовой миграции в России смотрите в полном видеоинтервью
Sputnik Узбекистан.