Узбекистан в статусе страны-наблюдателя внимательно следит за жизнью ЕАЭС, в том числе за изменениями в таможенном регулировании. У республики есть немало проблем с организацией и тарифами, которые возникают при транзите грузов в Россию или другие страны Союза. Как предотвратить возникновение осложнений при транспортировке товаров и грузов из третьих стран, не входящих в ЕАЭС, что ждёт интернет-торговлю и в чем уникальность электронных навигационных пломб рассказали участники видеомоста "ЕЭК – об электронной торговле и борьбе с контрабандой", состоявшегося в МИА "Россия сегодня".
В Евразийском экономическом союзе существует Единая система таможенного транзита, положения которой закреплены в таможенном кодексе ЕАЭС. На сегодня эта система требует обновления с учетом новых вызовов – нужно переходить на электронный оборот документов, использовать электронные навигационные пломбы, совершенствовать гарантийные механизмы при таможенном транзите и информобмен между таможенными органами стран-членов ЕАЭС.
"Мы приступили к подготовке соответствующего проекта международного договора, в котором рассматривается, в том числе вопрос присоединения к Единой системе таможенного транзита третьих стран, не являющихся участниками ЕАЭС", – пояснил директор Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики ЕЭК Сергей Владимиров.
Спикеры сошлись во мнении, что введения Единой системы не только раскроет ресурс экономик государств ЕАЭС и даст им определенные преференции по прохождению товаров, но и повысит транзитный потенциал, увеличив грузоперевозки; ускорит прохождение товаров через территорию Союза, и главное — все это также получат страны, сопредельные с государствами ЕАЭС.
"Преимущество, которое получат третьи страны и в котором заинтересованы государства-члены ЕАЭС – это возможность воспользоваться Единой системой таможенного транзита. Что же касается Узбекистана, то он сейчас на уровне наблюдателя ЕАЭС оценивает условия, которые созданы для стран-членов ЕАЭС и свои интеграционные возможности", – уточняет министр Евразийской экономической комиссии по таможенному сотрудничеству Максат Мамытканов.
Между отдельными странами ЕАЭС давно ведутся споры по поводу транзита товаров и довольно часто звучат обвинения в создании искусственных барьеров и распространении контрабанды.
Представители ЕЭК объяснили, чем будут полезны электронный документооборот и навигационные пломбы гражданам, бизнесу и другим субъектам экономики. Основной плюс по мнению Мамытканова, с новой системой все услуги будет оказаны без присутствия человека, дистанционно, что ускорит процессы по времени и снизит коррупционные риски.
"Электронный документооборот и навигационные пломбы – это один из инструментов, который позволит минимизировать применение различных форм государственного контроля в отношении товаров, грузов, перемещаемых из/в третьи страны. Это очень важно для бизнеса и облегчит сотрудничество с участниками внешнеэкономической деятельности", – добавил Директор Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики ЕЭК Сергей Владимиров.
Проект соглашения по применению электронных навигационных пломб направлен в страны-участницы ЕАЭС. Если до ноября этого года все государства подпишут соглашение, и с их стороны не будет замечаний, то к середине 2022-го года пломбы будут использоваться на практике. Пломбы производятся пока только в РФ, но представители ЕЭК выразили мнение, что возможно наладить производство и на местах, главное –чтобы транзит шел качественно и быстро.
Отдельная тема для совместной работы – совершенствование механизмом интернет-торговли на пространстве ЕАЭС. Департаментом таможенного законодательства и правоприменительной практики ЕЭК подготовлен проект протокола по внесению изменений в таможенный кодекс ЕАЭС, который был одобрен 13 июля и направлен на внутригосударственное согласование в страны Союза.
Представители ЕЭК уточнили, что планируется создать в каждой стране экономических операторов для упрощения использования электронных возможностей гражданами. Также предполагается открытие нового Института – оператора электронной торговли с правами таможенных представителей, который будет иметь возможность декларирования товаров и предоставления информации о них от Интернет-площадок.
Для потребителя ничего сильно не изменится в этом механизме, единственное, что основную работу по процедуре таможенной очистки, администрированию и подача таможенных деклараций возьмет на себя оператор. Это удобно и для контролирующих органов, и для физлиц. Таким образом, граждане получат доступ к качественным и безопасным товарам, которые приобретаются на площадках третьих стран, и возможность сокращения временных издержек, связанных с получением продукции.