В Москве состоялся Второй Евразийский конгресс, в ходе которого официальный Ташкент заявил: Узбекистан привержен сотрудничеству с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС).
Об этом, в частности, говорил Джамшид Кучкаров, заместитель премьер-министра республики и министр экономического развития и сокращения бедности РУз. Он перечислил пять основных векторов сотрудничества республики с ЕАЭС: транспортная инфраструктура, водные ресурсы и энергетика, промышленная кооперация, финансовый сектор, миграция.
Как Узбекистан может развивать данные направления за счет союза и могут ли совместные проекты Узбекистана и ЕАЭС изменить кадровую структуру в республике? Ответы на эти вопросы – в обзоре Sputnik.
Чистый расчет
Узбекистану выгодно сотрудничать с ЕАЭС, поскольку товарооборот республики со странами союза растет. Как ранее сообщала помощник председателя Коллегии Евразийской экономической комиссии Ия Малкина, данный показатель за январь-сентябрь текущего года составил $7,8 млрд долларов, то есть увеличился на 16% по сравнению с аналогичным периодом 2020-го.
Данные цифры весьма важны для Узбекистана, учитывая влияние пандемии на экономику, считает востоковед Адиль Каукенов.
"Пандемия коронавируса показала ценность нормальных потоков передвижения людей и грузов. Сейчас весь мир сталкивается с различными кризисами в силу того, что из-за ограничений бывает затруднено передвижение транспорта и человеческих ресурсов", — говорит эксперт.
Региональный рынок должен быть доминирующим для любой страны, полагает Каукенов.
"К примеру, трудно попасть из Центральной Азии на африканский рынок. А евразийский – вот он, рядом, и на нем проще работать из-за схожести как законодательной базы, так и менталитета", — говорит он.
Россия в приоритете
По данным Госкомстата, с января по октябрь 2021 года основным торговым партнером в рамках ЕАЭС для Узбекистана стала Россия (товарооборот стран составил почти $6 млрд).
При этом РФ выгодна для РУз не только как рынок сбыта, но и как место работы для трудовых мигрантов. Денежные переводы узбекистанских рабочих – один из инструментов макроэкономической стабильности страны, считает директор Института социально-экономических исследований, доктор экономических наук Алексей Зубец.
"Переводы на родину составляют несколько миллиардов долларов каждый год", — отмечает эксперт, приводя в пример статистику российского Центробанка. За первые шесть месяцев текущего года из $5,44 млрд, отправленных личными переводами из России в страны СНГ, около $2 млрд пришлись на Узбекистан.
"Сближение – это всегда инструмент развития, — говорит Алексей Зубец. – В этом году Россия и Узбекистан реализовали немало совместных проектов – речь идет и о межрегиональном, и об образовательном форумах, совместных предприятиях. Поэтому РФ для РУз – первый приоритет".
Узбекистан быстро развивается, ему необходимы инвестиционные ресурсы для обновления инфраструктуры, утверждает эксперт. В данном случае сотрудничество с Россией в рамках ЕАЭС тоже полезно для республики – источником финансирования новых проектов может выступить Евразийский банк развития (ЕАБР).
Чем поможет ЕАБР?
Между тем Узбекистан уже подал заявку на вступление в ЕАБР, сообщил во время конгресса председатель банка Николай Подгузов, назвавший республику "уважаемым и мощным акционером".
"ЕАБР – источник дешевых кредитов, — объясняет стремление Узбекистана сотрудничать с банком Алексей Зубец. – Как показывает практика, средства, предоставляемые банком по цене кредитных ресурсов, оказываются дешевле того, что можно найти на рынке".
В частности, ЕАБР может помочь Узбекистану в решении проблем, связанных с дефицитом воды и энергетики, говорит Николай Подгузов.
"Семьдесят семь процентов водостока образуется в Таджикистане и Кыргызстане. При том 85% пользователей – это Узбекистан, Туркменистан и Казахстан. Каждый развивает свою энергосистему в отдельности, это – максимальные издержки, усугубление проблемы дефицита воды", — заявил он.
По мнению Подгузова, странам региона необходимо работать в области энергетики более скоординировано, например, восстановить энергообмен по линии Таджикистана и Узбекистана при помощи технологических и инвестиционных ресурсов России.
По прогнозам ЕАБР, совместные проекты повысят обеспеченность Центральной Азии водой на 40%. Однако, как считает доктор экономических наук, профессор, проректор РАНХиГС Андрей Марголин, они несут и вторичный эффект – создают потребность в новых рабочих местах и квалифицированных специалистах.
"XXI век – век экономики и знаний, — говорит экономист. – Чем более квалифицированными будут люди в России и Узбекистане, тем проще нам будет сотрудничать в высокотехнологичных отраслях. Именно на это направлена кооперация стран в сфере образования (Второй Российско-Узбекский образовательный форум – Sputnik)".