Основная цель программы кандидата в Президенты Республики Узбекистан от Народно-демократической партии Узбекистана — формирование в стране демократического социального государства, отвечающего критериям социальной справедливости, социального равенства и народовластия.
Социальная справедливость — это справедливое и равноправное обеспечение прав каждого человека на получение жилья, коммунальных услуг, современного образования и квалифицированной медицинской помощи, на пользование достижениями культуры и занятия спортом, на получение достойной заработной платы, на социальную защиту инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей.
Социальное равенство — это равенство в правах, создание равных возможностей для всех в реализации этих прав, равенство всех перед законом независимо от социального, имущественного положения и уровня доходов.
Народовластие — это обеспечение участия всех граждан, включая уязвимые слои населения, в общественной и государственной жизни, как через институты представительной демократии, так и непосредственно, через органы самоуправления граждан и другие институты гражданского общества.
В новой редакции Конституции, принятой 30 апреля 2023 года, закреплен конституционный принцип, что Узбекистан "социальное государство" и, соответственно, обязательства государства в социальной сфере расширены втрое.
Впервые закреплены обязательства государства принять меры по повышению качества жизни социально уязвимых категорий населения, созданию условий для полноценного участия лиц с инвалидностью в жизни общества и государства и реализации их прав. Установлено, что размеры пенсий, пособий и других видов социальной помощи не могут быть ниже минимальных потребительских расходов.
Также впервые четко определены право граждан на жилище, функции государства по стимулированию жилищного строительства, право молодежи на обучение в высших учебных заведениях на конкурсной основе за счет государственного гранта.
Исходя из вышеизложенного, Народно-демократическая партия Узбекистана предлагает, в качестве главных целей предвыборной программы, следующие приоритеты для определения механизмов эффективного выполнения закрепленных в новой редакции Конституции социальных обязательств государства, а также для формирования демократического социального государства.
I. Сильная социальная политика — основа социальной государственности, фундамент стабильного общества и благополучной жизни
В интересах населения мы выступаем за проведение сильной социальной политики. В этих целях считаем необходимым осуществить следующее:
– улучшение условий жизни социально уязвимых слоев населения;
– в целях законодательного закрепления порядка определения минимальных потребительских расходов, достаточных для удовлетворения первоочередных жизненных потребностей каждого человека, принятие Закона "О минимальных потребительских расходах";
– обеспечение занятости граждан, защита от безработицы, принятие мер по сокращению бедности, осуществление всесторонней заботы и поддержки семей, детей, женщин, пожилых людей, лиц с инвалидностью;
– укрепление гарантий для молодежи в вопросах выбора профессии, получения бесплатного образования и трудоустройства после окончания учебных заведений;
– внедрение системы справедливого государственного пенсионного обеспечения для всех граждан, включая введение порядка, предусматривающего, в случае смерти мужа или жены, получающих пенсию большего размера, перевод этой пенсии живущему супругу (замена пенсии);
– обеспечение достаточности пенсий и социальных пособий для полноценного удовлетворения жизненных потребностей их получателей.
Мы считаем необходимым добиться полного охвата всех нуждающихся мерами социальной защиты. В этих целях необходимо:
– улучшение уровня жизни пенсионеров, повышение их общественной активности;
– резко сократить количество незанятых граждан, особенно безработных женщин, принимать соответствующие меры со стороны государства по предотвращению попадания граждан в состояние бедности либо по выводу из этого состояния граждан, попадающих в категорию бедности;
– вовлечение малообеспеченных, но подверженных иждивенческим настроениям граждан в активное участие в жизни общества;
– усиление внимания к жизненным потребностям одиноких престарелых граждан, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в постороннем уходе лиц с инвалидностью;
– усиление общественного контроля за адресным и целевым получением средств материальной и социальной помощи, выделяемой нуждающимся лицам.
Также в целях обеспечения потребностей, законных прав и интересов лиц с инвалидностью, с учетом передового зарубежного опыта, необходимо принять следующие меры:
– привести национальное законодательство в полное соответствие с нормами и принципами Конвенции ООН о правах инвалидов;
– имплементировать в национальное законодательство международные нормы и стандарты в отношении лиц с инвалидностью;
– принять необходимые меры по реализации в нашей стране Всемирной программы действий ООН в отношении инвалидов.
– расширение и развитие необходимых условий для того, чтобы лица с инвалидностью могли свободно пользоваться городским пассажирским транспортом, объектами социальной и другой инфраструктуры.
II. Доступное жилье и качественные коммунальные услуги — важный фактор повышения качества жизни людей
В нашей стране осуществляются такие меры, как обеспечение жильем выпускников домов "Мехрибонлик", лиц с инвалидностью, малообеспеченных семей, особенно, женщин, нуждающихся в особой помощи. предоставление им субсидий, погашение первоначальных взносов за жилье, выдача льготных и долгосрочных ипотечных кредитов. Это повышает их социальную стабильность и уровень удовлетворенности жизненными условиями. В то же время мы считаем, что проводимая работа должна систематически расширяться.
Мы выступаем за дальнейшее увеличение строительства доступного жилья для малообеспеченных слоев населения, включая лиц с инвалидностью, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, женщин, находящихся в тяжелом социальном положении.
Для решения этого вопроса необходимо:
– стимулирование отечественного производства строительных материалов и конструкций на основе современных инновационных технологий;
– дальнейшее расширение практики льготного ипотечного кредитования строительства доступного жилья для малообеспеченных слоев населения, отрегулировав эти вопросы на законодательном уровне;
– принятие Закона "О государственной поддержке жилищного строительства";
– принятие Закона "О долевом участии в строительстве многоквартирных домов и других объектов недвижимости" с целью создания системы гарантий защиты денежных средств населения, вовлекаемых в застройку населенных пунктов;
– реализация территориальных инвестиционных программ, в том числе, программ, осуществляемых на местах в порядке государственно-частного партнерства, по обеспечению населения доступной электроэнергией, отоплением и горячей водой;
– усиление общественного контроля за тарифами на коммунальные услуги;
– дальнейшее усиление общественного контроля на местах с целью предотвращения незаконного строительства;
– расширение зеленых зон, парков отдыха, игровых площадок для детей в городах и населенных пунктах, улучшение условий для отдыха лиц с инвалидностью;
– создание специальных безопасных и защищенных мест для велосипедов на остановках общественного транспорта и автостоянках.
III. Гарантированная и качественная медицинская помощь — залог здоровья человека
Мы считаем приоритетными следующие направления повышения качества первичной медицинской помощи, особенно, в развитии сети оказания квалифицированной первичной медицинской помощи малообеспеченным слоям населения:
– с целью обеспечения права граждан на охрану здоровья приближение первичной и специализированной медицинской помощи к населению, пропаганда здорового образа жизни в стране, усиление профилактической работы;
– поэтапное внедрение медицинского страхования и цифровизация медицинских услуг, переход на электронную рецептурную систему при назначении лекарств врачами и установление строгого государственного контроля в этой сфере;
– усиление государственного контроля в области фармацевтики, совершенствование порядка тестирования и выдачи разрешений на новые лекарственные препараты в соответствии с требованиями Всемирной организации здравоохранения;
– принятие Закона "О государственном регулировании цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения".
– надежная охрана здоровья населения и осуществление мер по снижению смертности населения, материнской и детской смертности, устранению угрозы инфекционных заболеваний;
– совершенствование системы предоставления отдельным категориям населения, в том числе, пенсионерам, лицам с инвалидностью, лекарственных средств, средств протезирования и оказания других медико-социальных услуг.
IV. Образование молодежи — залог будущего нации и конкурентоспособности нашей страны
Возвышая человека до совершенства, знания одновременно возвышают общество и страну, в которых он живет. Знания и интеллект у человека формируются в результате образования. И это самая основная задача, которую берет на себя государство в реализации прав граждан на образование.
Для обеспечения равных для всех слоев населения возможностей получения образования, необходимо осуществление следующих мер:
– увеличение охвата детей дошкольным образованием. Для этого необходимо построить новые детские сады, отремонтировать существующие, увеличить количество государственных, государственно-частных детских садов;
– обеспечение в детских садах и школах безопасности и здоровья детей, соблюдения санитарно-гигиенических требований, воспитания на основе национальных и общечеловеческих ценностей, высокого качества и содержания образования;
– введение дифференцированных тарифов на проезд в общественном транспорте для учащихся школ;
– исходя из глубокого понимания того, что образование является для нас жизненно важным вопросом, выделение одного процента в рамках действующих ставок налога на доходы физических лиц и налога на прибыль субъектов предпринимательства в качестве "школьного налога", направление этих средств на развитие дошкольного образования и школ;
– значительное увеличение количества учебных часов по иностранным языкам и информационным технологиям в школьных учебных программах;
– совершенствование системы получения высшего образования за счет государства, государственная поддержка получения образования одаренными детьми из малообеспеченных семей;
– установление размера стипендий в зависимости от успеваемости студентов и их участия в инновационной деятельности;
– внедрение системы компенсаций платы за аренду жилья также в отношении докторантов;
– дальнейшее развитие в отдаленных сельских населенных пунктах сети предназначенных для детей учреждений культуры и спортивных сооружений, центров "Баркамол авлод", школ музыки и искусства;
– обеспечение инклюзивного образования и воспитания детей с особыми образовательными потребностями в образовательных учреждениях;
– расширение поддержки детей с инвалидностью, обеспечение для них равных возможностей в духовно-просветительской сфере. Предоставление льгот преподавателям, работающим в сфере инклюзивного образования.
– расширение доступа к библиотекам, превращение их в информационно-культурные центры, которыми могут свободно пользоваться все.
V. Социально ориентированная рыночная экономика — основа устойчивого развития и социального благосостояния
Создание достаточных экономических и правовых условий для эффективного функционирования рыночной экономики, защита конкуренции, одновременно с ликвидацией инфляции и безработицы, являются важными функциями государства.
Мы – сторонники формирования социально ориентированной рыночной экономики и считаем следующие задачи приоритетными в обеспечении социальной эффективности экономической политики:
– сохранение активной роли и участия государства в экономике;
– совершенствование правовой базы приватизации и механизмов определения стоимости государственного имущества;
– в целях обеспечения устойчивого роста национальной экономики обеспечить широкое привлечение и эффективное использование прямых иностранных и отечественных инвестиций, предоставлять отечественным инвесторам не меньшие льготы, чем те, которые предоставляются иностранным инвесторам;
– введение налога на ценное имущество, взимаемого с владельцев жилья, автотранспорта или другого имущества, размер (стоимость) которого превышает установленную законом величину;
– переход на систему удержания налога на доход со всех работников, которые, занимаясь коммерческой и рекламной деятельностью через Интернет, социальные сети, получают прибыль выше среднемесячной номинальной заработной платы;
– принимая во внимание прямую зависимость экономической мощи страны, прежде всего, от гарантированного бюджета, ввести порядок направления всех взимаемых сборов (штраф, государственная пошлина, сбор, другие обязательные платежи) в Государственный бюджет;
– совершенствование законодательной базы, направленной на обеспечение устойчивыми рабочими местами, стимулирование личной инициативы и предприимчивости трудоспособного населения;
– совершенствование системы трудоустройства граждан, защита их от безработицы, организация и содействие профессиональной подготовке и переподготовке граждан;
– в целях обеспечения занятости населения, расширение сфер деятельности, которой могут заниматься индивидуальные предприниматели и юридические лица, а также перечня видов деятельности, осуществляемой в порядке самозанятости;
– применение эффективных финансовых и налоговых стимулов в целях опережающего развития производительных секторов экономики с высокой добавленной стоимостью на основе инновационных передовых технологий;
– обеспечение занятости трудоспособного населения на стабильных рабочих местах за счет доходов от частного предпринимательства и самозанятости.
Мы считаем необходимым усиление основной регулирующей роли государства в экономике. Для этого необходимо:
– равное и справедливое распределение государственных доходов в целях устойчивого развития территорий, мобилизация дополнительных финансовых ресурсов из государственного бюджета, других внутренних и внешних источников для реализации территориальных программ;
– укрепление участия государства в управлении отраслями экономики, имеющими общегосударственное значение;
– дальнейшее повышение прозрачности деятельности крупных производственных предприятий с долей государства путем включения представителей общественности в состав их наблюдательных советов;
– законодательное закрепление мер государственного регулирования в сфере производства продуктов питания и других товаров повседневного спроса;
– предоставление льготных кредитов для осуществления обоснованных бизнес-проектов по производству импортозамещающих социально значимых товаров и услуг.
Насыщение внутреннего рынка товарами отечественного производства с высокой добавленной стоимостью является одним из ключевых факторов обеспечения устойчивого экономического развития.
На уровне местных органов власти необходимо сформировать и утвердить среднесрочные территориальные программы по производству жизненно важных и безопасных продуктов питания и товаров первой необходимости. Необходимо привести эти программы в соответствие с государственными заказами на создание рабочих мест в регионах и программами подготовки специалистов со средним специальным и высшим образованием.
В программах регионального развития наряду с ростом местной промышленности особое внимание должно уделяться вопросам повышения эффективности выращивания сельскохозяйственной продукции, эффективного использования земельных и водных ресурсов. При этом необходимо:
– создание устойчивых и эффективных систем производства продуктов питания на основе внедрения методов ведения сельского хозяйства, которые позволяют повысить продуктивность сельскохозяйственного производства;
– увеличение инвестиций в развитие сельской инфраструктуры, сельскохозяйственных исследований и технологий;
– развитие кооперации между производителями сельскохозяйственной продукции и перерабатывающими предприятиями;
– развитие местного производства, усиление конкуренции в сельском хозяйстве, обеспечение рынка качественной и доступной сельскохозяйственной продукцией.
На основе решения этих задач будут достигнуты следующие цели:
– насыщение внутреннего рынка доступными продуктами питания и социально значимыми товарами, недопущение резкого роста цен на эти товары и услуги;
– создание стабильных и высокооплачиваемых рабочих мест на предприятиях по производству и переработке сельскохозяйственной продукции;
– повышение эффективности занятости населения, особенно молодежи.
Мы считаем, что либерализация экономики и свободные рыночные отношения сами по себе не гарантируют достижения целей социального развития общества. В этой связи необходимо формирование системы демократического государственного и общественного регулирования и контроля за экономическим развитием. Для этого необходимо:
– повсеместное внедрение механизмов социального диалога и общественного контроля по вопросам осуществления структурных реформ в экономике и внедрения новых технологий с тем, чтобы эти процессы сопровождались повышением уровня занятости населения на стабильных высокооплачиваемых рабочих местах и обеспечивали надлежащий уровень безопасности и охраны труда и экологической чистоты производства;
– население нашей страны ежегодно увеличивается почти на один миллион человек, что делает обязательным для государства создание новых школ и больниц, социальной инфраструктуры. Для того, чтобы в полной мере соответствовать статусу социального государства, закрепленному в обновленной Конституции, и связанным с ним социальным обязательствам, государство должно радикально изменить систему расходования своих средств.
Необходимо усилить общественный контроль за государственными расходами на основе принципа "Государственный бюджет — народные средства", который не допускает необоснованных расходов.
VI. Социальная доступность товаров и услуг создает атмосферу равенства и равных возможностей
Необходимо установить строгий государственный и общественный контроль за формированием цен на социально значимые товары и услуги. В этих целях необходимо принять следующие меры:
– законодательное закрепление механизмов государственного регулирования в сфере производства;
– регулирование деятельности сфер, имеющих высокую социальную значимость, на основе приоритета интересов потребителей. При этом осуществлять государственное регулирование путем установления фиксированных цен или их наивысшего (низшего) уровня;
– разработка и внедрение в практику целевых государственных программ по обеспечению малообеспеченных слоев населения доступными и качественными продуктами питания;
– насыщение потребительского рынка продуктами питания и товарами повседневного спроса отечественного производства.
VII. Демократическое управление, основанное на социальном равенстве и народовластии
Мы выступаем за построение демократического социального государства путем формирования в стране системы народной демократии, основанной на социальном равенстве. Это означает обеспечение участия в государственной, общественной жизни, судебно-правовой системе на основе равенства для всех, в том числе и для нуждающихся в социальной защите слоев населения.
При этом необходимо поддерживать и поощрять активное участие в социальной, экономической и политической жизни всех людей, независимо от их возраста, пола, наличия инвалидности, национальности, вероисповедания и социального происхождения.
В этих целях мы считаем необходимым добиваться:
– внедрения механизма общественных консультаций с фракциями политических партий в Законодательной палате Олий Мажлиса и партийными группами в Кенгашах народных депутатов перед принятием исполнительными органами власти решений по вопросам, затрагивающим наиболее важные стороны социально-экономической жизни.
Институты гражданского общества служат важной гарантией обеспечения демократии, правового государства и личных свобод в стране. Мы выступаем за дальнейшее развитие сильного гражданского общества в стране и считаем, что для этого необходимо:
– расширение непосредственного участия институтов гражданского общества в государственном управлении.
– повышение общественной активности институтов гражданского общества путем поэтапной передачи им функций государства, включая переход к оказанию социальных услуг лицам с инвалидностью на основе социального партнерства;
– развитие системы махалли, как наиболее эффективной и справедливой формы решения проблем населения, обеспечение ее полноценного участия в решении административных, социальных, экологических, культурных и других проблем;
– дальнейшее расширение прав и полномочий политических партий, их депутатских объединений;
– широкое развитие практики социального и государственно-частного партнерства между государственными органами и институтами гражданского общества;
– повышение уровня непосредственного участия институтов гражданского общества и граждан в общественном контроле, государственном управлении и реализации социальных проектов, обсуждении принимаемых законодательных актов и результатов деятельности органов государственного управления;
– поддерживать институты гражданского общества на местном уровне, расширяя деятельность негосударственных некоммерческих организаций в районах.
Государственная молодежная политика должна служить обеспечению активного участия молодежи в политической жизни страны. Необходимо дать возможность способной молодежи работать в системе политических партий, других институтов гражданского общества.
Необходимо широко внедрять в деятельность государственных органов механизмы упреждающего выявления проблем, влияющих на социальные настроения населения, и их эффективного решения. В то же время, мы выступаем за внедрение системы четкого определения будущих социальных обязательств государства посредством налаживания систематического изучения демографических процессов.
VIII. Судебная реформа — залог обеспечения верховенства закона, равенства и прав человека
Приоритетными направлениями реформирования судебно-правовой сферы являются обеспечение доступности судебных механизмов защиты прав граждан, дальнейшее укрепление верховенства закона, неукоснительное соблюдение принципа равенства прав, обязанностей и возможностей.
Основываясь на новой редакции Конституции, для обеспечения и гарантирования государством основных, естественных и неотъемлемых прав человека необходимо осуществить следующее:
– необходимо ввести практику ежегодной ротации председателей судов на региональном, районном (городском) уровнях. Эта мера ограничит возможности председателей судов влиять на других судей, послужит утверждению на практике единого статуса судей и станет мощным стимулом для независимости судебной власти;
– введение института присяжных заседателей вместо народных заседателей при осуществлении справедливого судебного разбирательства;
– основываясь на передовом зарубежном опыте, необходимо усилить деятельность отраслевых контрольных органов (инспекций), снизить субъективное влияние министерств на них, а также осуществить отраслевое объединение и организовать контрольные инспекции в области технической безопасности и продовольственной безопасности;
– усиление борьбы с коррупцией, включая укомплектование государственного управления честными кадрами, совершенствование Закона "О противодействии коррупции";
– принятие государственными органами решений, непосредственно применяющих нормы Конституции в новой редакции, создание условия для прямого использования норм обновленной Конституции гражданами;
– введение в гражданское законодательство специальных норм о возмещении ущерба за правонарушение, совершенное против чести и достоинства человека;
– в осуществлении трудовых прав граждан повысить роль общественного контроля и трудовой инспекции;
– обеспечение полного и безусловного выполнения на практике норм и правил, установленных антидискриминационным законодательством, особенно в отношении нуждающихся в социальной защите слоев населения;
– обеспечение социальной доступности адвокатуры и юридических услуг для защиты малообеспеченных граждан, права которых нарушены, создание социально доступной системы оказания правовой помощи и услуг нуждающимся в социальной защите слоям населения, развитие сети "юридических клиник", предоставляющих им бесплатные консультации;
– усиление практических мер по защите женщин и детей от насилия, повышение ответственности органов опеки и попечительства;
– в последние годы наблюдается рост негативных случаев, связанных с гибелью людей, самое печальное, детей на нерегулируемых пешеходных переходах. В этой связи необходимо выявить все нерегулируемые пешеходные переходы и принять программу оборудования их светофорами.
IX. Открытость и приоритет национальных интересов — основа конструктивной внешней политики
Мы являемся сторонниками проведения инициативной международной политики, направленной на укрепление международного статуса Узбекистана, активное развитие отношений сотрудничества и партнерства с другими странами на основе взаимной заинтересованности и равноправия, прежде всего, со странами Центральной Азии, Содружества независимых государств на основе принципов добрососедства, обеспечения региональной безопасности и стабильности.
Мы считаем, что в этом направлении необходимо уделить особое внимание реализации следующих задач:
– последовательное продолжение работы по присоединению Узбекистана к международным документам в области прав человека. Укрепление сотрудничества с международными и региональными организациями и зарубежными странами по вопросам прав человека, в том числе регулярное проведение диалогов по правам человека;
– осуществление совместно с международными партнерами инновационных программ и проектов в областях регионального устойчивого социального развития, альтернативной энергетики и современной медицины;
– обеспечение открытости и прозрачности в деятельности Агентства по вопросам внешней трудовой миграции, усиление общественного контроля, а также повышение ответственности Агентства;
В целях эффективной реализации внешнеполитических задач предлагаем следующие общественно-политические механизмы:
– развитие институтов межпарламентских связей, применение методов "народной дипломатии" в международных отношениях в гуманитарной сфере, области культуры, искусства, науки, спорта и туризма, в развитии связей неправительственных организаций и межпартийных связей;
– активное использование международных информационных ресурсов в целях укрепления международного авторитета страны, широкой пропаганды ее инвестиционной привлекательности.