Игорь Николайчук, эксперт Центра специальных медиаметрических исследований – для Sputnik Узбекистан.
Государственному визиту президента России Владимира Путина в Республику Узбекистан предшествовали два крайне важных события.
Во-первых, выступая на заседании Международного дискуссионного клуба "Валдай", Путин сделал заявление, вернее, "послал мировому сообществу новый месседж", который зарубежная пресса интерпретировала следующим образом: "российский президент Путин отмахивается от западных стран, игнорируя плохие отношения с ними, считая, что связи и процессы на Востоке гораздо интереснее для России".
Все решили, что речь идет о дальнейшем развитии и углублении российско-китайских отношений. Это верно, но только отчасти. Объективно сегодня проявлен сильный геополитический импульс Москвы вернуться на каких-то новых основаниях в государства Центральной Азии.
Во-вторых, в Москве буквально накануне визита был открыт памятник Исламу Каримову – первому президенту независимого Узбекистана.
Приведенные факты позволяют дать объективную оценку значению визита Владимира Путина в Ташкент. Это выходит за рамки, определенные официозными СМИ с их "паркетными" публикациями.
Мы не будем перечислять все впечатляющие итоги визита, они тщательно пронумерованы и прокомментированы другими журналистами. Здесь нужен некий обобщающий символ. Я считаю, что он состоит в следующем: Россия отчетливо проявила желание принять участие в процессе модернизации узбекистанского общества.
Начало нового этапа модернизации
Не откроем Америки, если констатируем: процесс обретения суверенитета бывшими республиками СССР, в первую очередь республиками Средней Азии, сопровождался определенным социально-историческим откатом, архаизацией общества. Тут и объективная деиндустриализация из-за разрыва экономических связей с Россией, и возрастание роли религии, сближение клириков с властью, торможение научных исследований и сокращение научной среды, перестройка гуманитарной и культурной сферы. Конечно, не избежал таких процессов и Узбекистан при Каримове. Вспомним также, что еще при социалистической ипостаси общество в Узбекистане сохраняло определенные черты национальной традиционности, клановости.
После распада СССР социальные лифты советского времени перестали работать (и не только в Узбекистане). Вместо массово тиражируемых врачей, учителей и инженеров престижно стало быть представителем масс-культуры и шоу-бизнеса. Верхом успешности считалась должность топ-менеджера в банке или нефтегазовой компании.
Путин привез в Узбекистан системное "горючее" для нового этапа модернизации. Сразу подчеркну, что инициатором и архитектором этого проекта, разумеется, является нынешний президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев. Это его политический выбор и, думаю, историческая заслуга. К чести российской власти, она и словом и делом поддержала его начинания.
Доказательство доверия
Лично меня весьма впечатлили планы совместного строительства радиотелескопа для исследований Вселенной. Это действительно круто! Сюда же припишем и планы по организации заводов по совместному производству военной техники. Пусть не боевые лазеры, но и для традиционных программ необходимо значительное количество высококвалифицированных специалистов – отнюдь не офисного планктона.
Для реализации всех этих грандиозных планов нужна устойчивость экономики, да и инвестиции не помешают. Здесь и сейчас. Россия предоставила для этого все пакеты и линии. Это доказательство веры в Узбекистан.
Боюсь показаться непоправимым оптимистом, но представляется, что мы стали свидетелями появления новой формы интеграции постсоветских стран. Спокойной и эффективной. Узбекистан будет прорастать в Россию, а Россия в Узбекистан. На благо и в интересах обеих стран. Запомним эту дату: "19 октября 2018 года".