Министр обороны Узбекистана Абдусалом Азизов и другие представители военного ведомства по приглашению американской стороны впервые участвуют в учениях Национальной гвардии "Южный удар" на военной базе Кэмп-Шелби (штат Миссисипи, США).
Ежегодные маневры "Южный удар" проводятся для отработки совместных действий американских войск на суше, на воде и воздухе. Трудно сказать, пригодится ли Министерству обороны Узбекистана американская стратегия и тактика (определенный пессимизм внушают 18 безуспешных лет Пентагона в соседнем Афганистане). И, безусловно, узбекский опыт военного строительства и эффективного сдерживания международных террористических организаций может быть полезен Национальной гвардии США.
Президент страны Шавкат Мирзиёев в минувшем году утвердил новую Оборонную доктрину Республики Узбекистан, и расходы на оборону достигли 4% ВВП, или 1,4 миллиарда долларов, проведены масштабные преобразования в области военного строительства.
Ташкент дистанцируется от военно-политических союзов, не предусматривает участия узбекской армии в военных действиях за рубежом и размещение на узбекской территории иностранных военных баз. Оборонительная доктрина и вооруженный нейтралитет, вроде бы, сужают поле международного военного и военно-технического сотрудничества, но к Соединенным Штатам это не относится.
Взаимодействие на берегах Миссисипи
Министр обороны Узбекистана Абдусалом Азизов впервые наблюдает за военными маневрами непосредственно на территории США, однако тесные рабочие контакты с американскими коллегами установлены гораздо ранее.
Делегация США во главе с командующим Национальной гвардией штата Миссисипи генерал-майором Дженсоном Бойлсом побывала с официальным визитом в Министерстве обороны Узбекистана осенью 2018 года. Стороны обсудили ВТС и новейшие подходы в области подготовки военных кадров командного и штабного звена.
Детали и планы военно-технического сотрудничества двух стран пока не раскрыты. И все же, наверняка Вашингтону есть что предложить Ташкенту в области высокотехнологичных и дорогостоящих вооружений, а Пентагону есть чему поучиться у Минобороны Республики Узбекистан – недорого, и в практической плоскости. Полагаю, успешный опыт узбекской армии будет чрезвычайно полезен неудачникам из Пентагона.
Боевая подготовка
Если американские рейнджеры не первое десятилетие по разным (корыстным) причинам настойчиво "прессуют" слабовооруженных аборигенов в разных точках планеты с применением космических спутников и ударных беспилотников, то армия Узбекистана настойчиво занимается реальной боевой подготовкой – по новым методикам, с современным вооружением. Войска республики приведены в постоянную боевую готовность, то есть могут без раскачки выполнить приказ командования – в любое время года, днем и ночью, на равнине и в горах (а это самое сложное).
Заметим, в борьбе с международным терроризмом, к примеру, в соседнем Афганистане, американский опыт ограничивается ковровыми бомбардировками и 18-летним сидением в глубоко эшелонированной обороне, за высокими стенами военных баз. Даже переброску личного состава и грузов Пентагон осуществляет преимущественно по воздуху. Полагаю, тактика ковбойских наскоков и дальнейшей самоизоляции от вездесущего противника (реально контролирующего большую часть территории Афганистана) вряд ли когда-либо будет востребована Министерством обороны Узбекистана.