ТАШКЕНТ, 27 ноя — Sputnik. Спрос на китайские автомобили демонстрирует отрицательную динамику. По темпам падения спроса продукция китайского автопрома превзошла российский авторынок в целом, просевший с начала года на 38,5%. Такую статистику приводит аналитическое агентство "Автостат". Эксперты, опрошенные Sputnik Китай уверены, что это ненадолго.
Из присутствующих на российском рынке автопроизводителей из Китая наиболее узнаваемы четыре бренда: Lifan, Geely, Chery и Great Wall. И все они сейчас продаются хуже, чем в прошлом году. Неудачи китайского автопрома эксперты объясняют тем, что многие покупатели автомобилей китайских марок переключились на продукцию российского автопрома. Цены на российские машины почти не ощутили последствий падения рубля, да и в обслуживании они дешевле китайских.
Просматривается еще одна неблагоприятная для китайских автомобилей тенденция. По объему продаж в России они всё больше отстают от южнокорейских KIA и Hyundai, также работающих, главным образом, в сегменте бюджетных автомобилей. Для наглядности — такой факт.
Если Lifan — а сегодня это самый популярный из присутствующих в России китайских брендов — с января по октябрь продал россиянам 10 677 своих автомобилей, то такое же количество легковушек марки KIA обретает покупателей всего за месяц.
Кстати, Lifan в этом году стал не только самым продаваемым в России китайским брендом, но и лидером по частоте упоминаний в российских СМИ. В начале года эксперты рынка оживлённо комментировали планы автопроизводителя из Чунцина построить в России собственный завод. Вопреки мнению скептиков, кризис на российском авторынке не заставил Lifan отказаться от реализации проекта стоимостью 300 млн долларов.
Строительство завода в Липецкой области (центр Европейской части России), как было заявлено ранее, началась в июле. По сообщению пресс-службы компании Lifan Motors Rus, работы ведутся по графику, и первый автомобиль Lifan российского производства сойдёт с конвейера в 2017 году. На 2017 год запланировала запуск своего завода в России и корпорация Great Wall — крупнейший частный автопроизводитель Китая Мощность предприятия, возводимого в индустриальном парке "Узловая" в Тульской области, составит 150 тыс. автомобилей марки Haval в год. В этот проект Great Wall вложит в общей сложности 500 миллионов долларов
"На что рассчитывают китайские автопроизводители, инвестируя сотни миллионов долларов в российский авторынок, переживающий далеко не лучшие времена? Практичные китайцы знают, что делают", — говорит обозреватель журнала "За рулем" Максим Пастушенко. "Кризис не будет продолжаться вечно, и выиграют те, кто лучше подготовится к восстановлению рынка", — отмечает эксперт.
"Они правильно делают, что работают на упреждение. Строительство собственного завода существенно снизит их затраты на производство продукции для российского рынка. Ведь сейчас практически все бренды — и в бюджетном, и премиальном сегменте продаются себе в убыток. Иностранные автопроизводители стремятся хоть как-то удержаться на рынке. Наличие в России собственных заводов обеспечит китайским производителям серьёзное конкурентное преимущество в будущем.
Несмотря на нынешний кризис, российский автомобильный рынок сохраняет высокий потенциал роста. Основными рычагами роста эксперты называет невысокий пока уровень автомобилизации населения — около 300 автомобилей на 1000 россиян, а также необходимость обновления автопарка. Оценивая шансы китайских брендов, большинство экспертов высказывает мнение, что в ближайшие несколько лет им не удастся конкурировать на равных с европейскими и корейскими производителями. Однако в долгосрочной перспективе у китайского автопрома есть все шансы претендовать на солидную долю российского авторынка.