ТАШКЕНТ, 12 апр — Sputnik. О том, почему специалисты с профилем "товаровед", "менеджер по продукту", "менеджер по продажам" и "категорийный менеджер" становятся остро востребованными на рынках труда стран СНГ — декан факультета экономики торговли и товароведения Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова Марина Положишникова.
- Марина Александровна, абитуриенты из стран СНГ традиционно, можно сказать, еще с советских времен не обходят вниманием ваш факультет. Почему?
— Действительно, в списках наших студентов значатся сегодня представители всех стран Содружества. Несколько активнее других представлены Азербайджан, Армения, Казахстан и Таджикистан. Связи прочны, за ними видна многолетняя образовательная и культурная традиция.
Просто напомню, что один из старейших факультетов РЭУ, брендовый ТЭФ ("Торгово-экономический факультет"), основанный еще в 1907 году, всегда был популярен среди молодежи, в том числе из республик СНГ. Темпы текущих перемен в глобальной экономике, меняя сам факультет, никогда не перечеркивали эти очень важные для нас контакты, а напротив, создавали новые возможности для их развития.
Сегодня мы ведем подготовку будущих лидеров экономики, обеспечивающих устойчивое инновационное развитие сферы обращения товаров и услуг, по трем направлениям: "Торговое дело", "Товароведение" и "Таможенное дело". Каждое направление включает свои профили — такие как "Коммерция", "Товарный менеджмент", "Товарная экспертиза и оценочная деятельность", "Таможенные платежи" — учиться всем этим, только на первый взгляд, сухим наукам чрезвычайно интересно.
- Это теория. А насколько велика доля собственно практических занятий в расписании учебных курсов?
— Объем лекционных часов сведен к оптимальному минимуму. Основная форма занятий на факультете — практикум, семинар, лабораторная работа, мастер-класс; доля активных форм обучения близка к 70-80 процентам, в зависимости от направления подготовки. Это важнейший пункт нашей педагогической концепции, которая акцентирует как одну из важнейших задач "прикладную подготовку специалистов под конкретные практические нужды рынка".
Не случайно, а вполне целенаправленно студенты уже со второго курса совмещают учебу с практиками и стажировками на предприятиях таких популярных торговых сетей, как "Атак", "Ашан", "Оби", "Перекресток", "Карусель", "Леруа Мерлен", "Метро" (с нами сотрудничают все крупнейшие работодатели). С третьего курса они осваивают должность ассистента менеджера, а по окончании вуза могут занять место категорийного менеджера (куратор одной из товарных категорий — одна из самых высокооплачиваемых позиций на торговом предприятии), возглавить крупный магазин, либо коммерческий отдел, а то и собственное производство. Это у нас вполне нормальное явление.
Кроме того, специалисты доказали, что самую быструю карьеру делают сегодня именно в торговле. Свежий пример, но из области частного бизнеса: один из выпускников факультета прошлого года открыл свою пекарню, другой частную сыроварню. Многие студенты факультета, по моим наблюдениям, открывают собственные интернет-магазины.
- Традиционное направление подготовки на факультете связано с товароведением. Насколько велика потребность в товароведах на рынках стран СНГ?
— В качестве иллюстрации могу привести пример Казахстана, первого партнера России в рамках Таможенного союза. Испокон веку торговля для жителей этого замечательного края служит традиционной сферой делового интереса, причем сферой интенсивно развивающейся. Однако сетевые гипермаркеты, такие как "Ашан", "Оби" или "Атак", пока еще только начинают открываться в республике с населением свыше 16 миллионов человек.
Таких именно практиков, а не теоретиков рынка мы и готовим; они уникальны и по российским, и по международным меркам, поскольку столь скрупулезной подготовкой специалистов в этой сфере не может похвастаться ни одна страна мира. Наши студенты получают знания о товаре от "рождения" до утилизации — в тончайших деталях, включая методику его продаж.
В международной практике принят другой, более узкий стандарт подготовки специалистов этого профиля: либо технологов, либо логистов, либо маркетологов. Российское понятие "товаровед" не поддается, увы, переводу на другие языки. Поэтому выпускники университета, которые выезжают за рубеж, как правило, не называют свою специальность по имени, а переводят на английский язык приложение к диплому с перечнем освоенных в РЭУ дисциплин — и прикладывают к резюме. После этого работодатели буквально "рвут их на части".