ТАШКЕНТ, 13 апр — Sputnik. Среднеазиатское турне президента РК Нурсултана Назарбаева связано не только с тем, что страна взяла курс на активную внешнюю политику. Казахстан, как Россия и Иран — это страна, основой экономики которой являются углеводородные продукты. С падением цен на эту группу товаров экономика испытывает серьезные вызовы: пополнение госбюджета идет низкими темпами.
"Все казахстанские грандиозные экономические программы, которые были намечены, нуждаются в финансировании, которого нет. Активная внешняя политика призвана смягчить кризисные моменты в экономике", — пояснил Куртов.
По словам эксперта, изменившаяся ситуация в регионе после снятия санкций с Ирана позволяет Казахстану надеяться на осуществление ряда масштабных проектов с этой страной: "Казахстан заперт внутри Евразийского материка. Состоявшиеся в Иране переговоры касались, прежде всего, развития транспортных коммуникаций. Казахстан остро нуждается в выходе во внешний мир, в частности, к южным морям. Иран может эти возможности предоставить".
"В планах Ирана реанимировать идею строительства морского канала между Каспийским морем и Персидским заливом, — сообщил эксперт. — Она впервые была поднята еще во 40-е годы прошлого века. Казахстану это даст возможность наращивания торговых оборотов — страна является крупным поставщиком металлургической продукции".
Несмотря на то, что Казахстан относит себя к европейской державе, это все-таки восточная страна, считает эксперт: "По ментальности, этническому и религиозному составу эта страна принадлежит Азии. Поворот на Восток — естественный шаг для Казахстана. Тем не менее, визиты Назарбаева в Стамбул, Ташкент и Тегеран подтверждают излюбленный тезис казахской дипломатии о многовекторности внешней политики. Назарбаев пытается налаживать отношения со всеми возможными партнерами. Именно он в свое время выступал против принятия жестких обязательств, привязанных к одной региональной структуре. Именно Назарбаев заблокировал попытки придать политический окрас ЕАЭС".