ТАШКЕНТ, 20 апр — Sputnik. В ночь с понедельника на вторник движение "Талибан" опубликовало заявление о начале весеннего наступления. Уже 19 апреля Кабул потряс взрыв, в результате которого пострадали сотни людей.Но наступление началось еще за несколько дней до этого, целью талибов стали северные провинции, в том числе Кундуз, граничащий с Таджикистаном, сообщает Sputnik Таджикистан.
"Операция Омари"
На сегодняшний день четыре главные дороги, ведущие к Кундузу, заблокированы боевиками, и правительственные силы не могут очистить от них эту территорию, сообщил зампред Совета провинции Кундуз Турёл Кокар афганскому агентству "Пажвок".
По его словам, если не предпринять серьезных мер, то ситуация в Кундузе станет "более серьезной проблемой".
Другой член Совета провинции Амриддин Вали сообщил, что микрорайон Чархи в провинции Кундуз уже в руках талибов и правительственные силы Афганистана в течение четырех дней не смогли вновь занять этот район.
По данным афганских СМИ, столкновения между боевиками движения "Талибан" и афганскими силами безопасности продолжаются на территории более 10 афганских провинций: в Кундузе, Баглане, Гельманде, Нангархаре, Фарьябе, Урузгане, Каписе, Нуристане, Кунаре, Бадахшане, Джаузджане и Сари-Пуле.
За время последних боевых действий в соседней стране были убиты более 160 боевиков, около 200 ранены. Представители МВД и Минобороны Афганистана отмечают, что на стороне талибов воюют иностранные боевики, в частности, выходцы из Пакистана, Таджикистана и Узбекистана.
В заявлении отмечается, что операция направлена против иностранных военнослужащих и их местных союзников, то есть служащих афганских правительственных сил. Конечная цель операции — "беспрецедентное поражение" иностранных войск и их вывод.
При этом в заявлении отмечается, что талибы примут все меры, чтобы обеспечить безопасность мирного населения и гражданской инфраструктуры.
Талибы воют на своей территории, не нарушая границ, тем не менее, ухудшающаяся ситуация в Афганистане не может не волновать среднеазиатские страны. О своем крайнем беспокойстве ситуации на севере страны заявила в очередной раз и Россия.
Боевиков на север Афганистана доставляют самолетами?
Российский МИД считает, что вероятность того, что террористическая активность из Афганистана все же выльется на сопредельные государства, достаточно высока.
В первую очередь в данном контексте Москву тревожит распространение влияния "Исламского государства" (террористическая группировка, запрещенная в России — ред.) в Афганистане.
Другими словами, центрально-азиатскому региону следует опасаться не столько талибов, сколько боевиков ИГ, которые в последнее время стали обосновываться в соседней стране.
По разным данным сегодня здесь их от 2 до 6 тысяч. Сами афганские власти оценивают примерное количество боевиков ИГ в 3 тысячи.
Не так давно боевики ИГ объявились и в северных провинциях Афганистана. По мнению таджикского политического обозревателя Шавката Мансурова, их перемещение с востока на север не случайно.
"Кто-то крайне заинтересован в смещении нестабильности на север страны. Можно предполагать, что это страна или страны, которые заинтересованы и в нестабильности всего центрально-азиатского региона. Зачем? Чтобы ослабить рубежи России, чтобы вынудить ее полностью переключить свое внимание только на этот регион", — говорит Мансуров.
Отставной афганский генерал Джавид Кохистани считает, что боевиков ИГ на север страны переправили бортами натовской авиации.
"Опубликованы фотографии вертолетов, которые, как утверждается, высаживают игиловских боевиков на холмах, и депутаты парламента не раз поднимали этот вопрос", — сказал он в интервью порталу Афганистан.Ру.
Точно также, по его словам осуществляется сотрудничество между Западом и талибами.
"Доказательством этому служат взлеты и посадки натовских самолетов и поставки вооружения в некоторых провинциях, в том числе в Кундузе и Баглане. Даже Хамид Карзай однажды обмолвился о том, что самолеты снабжают талибов, — говорит Джавид Кохистани. — Очевидно, такой же информацией располагают спецслужбы северных соседей, поскольку они неоднократно наблюдали, как неопознанные самолеты приземляются вблизи их границ на севере Афганистана".
"Это было не так. На этих самолетах боевиков доставляли с юга на север Афганистана, к границе среднеазиатских стран", — отметил Кохистани.
С другой стороны, по словам таджикского эксперта по вопросам безопасности Султона Хамада, в самом правительстве соседней страны есть сторонники движения "Талибан", которые их тайно поддерживают.
"Исходя из того, что нынешние афганские власти, как мне кажется, очень вяло борются с ними, можно предположить, что в коридорах власти Афганистана есть силы, которые почему-то не заинтересованы в уничтожении этих боевиков. Соответственно вероятность передислокации этих боевиков в тот же Таджикистан, вполне реальна", — полагает эксперт.
По словам Джавида Кохистани, определенные силы прилагают усилия, чтобы направить террористов, прежде всего, в Таджикистан, Узбекистан и Кыргызстан по коридору, ведущему из афганского Бадахшана в таджикский, через контрабандные тропы.
"Не раз наблюдали, как их с фальшивыми паспортами, которые выдают в Пакистане гражданам среднеазиатских стран, направляли через Уйгурский район Китая в Восточный Туркестан, а затем опять же в Казахстан с целью проникновения в Россию. Террористов также переправляют через Иран и Турцию, а оттуда в Азербайджан и затем в страны Средней Азии", — отмечает он.
Помощь идет?
На фоне складывающейся обстановки, нынешние учения сил ОДКБ и мартовские российско-таджикские учения вероятно актуальны как никогда. Как актуальна и тема этих учений — четкое взаимодействие подразделений спецназа, разведки, авиации, артиллерии в гористой местности.
Такое же взаимодействие нужно, по словам Султона Хамада, и в деле укрепления границ.
"Да, Таджикистан старается укрепить свои границы с Афганистаном. Но, к сожалению, меры, которые предпринимаются, не достаточны. Все ещё чувствуется нехватка достаточного опыта у наших пограничников. Необходимо теснее сотрудничать с более опытными пограничниками стран СНГ, прежде всего, с пограничниками России", — отмечает Хамад.
Эксперты напоминают и о необходимости оказать республике реальную военную и техническую поддержку, о которой в рамках ОДКБ было заявлено еще три года назад, и которая так и не была оказана.
В 2013 году планировалось оказать вначале экстренную помощь республике, а потом принять и целевую программу укрепления таджикско-афганской границы. Но по факту свои обязательства по экстренной помощи пока выполнили не все государства.