ТАШКЕНТ, 25 мая — Sputnik, Мария Шелудякова. Ликвидация лидера боевиков радикального движения "Талибан" приведет к новому витку дестабилизации обстановки в Афганистане, заявил эксперт по Среднему Востоку и Центральной Азии, востоковед Александр Князев.
На место лидера радикальной группировки, которое освободилось после гибели Ахтара Мансура, претендовали несколько человек. Новым главарем боевиков стал Маулави Хайбатулла Ахунзада.
"Любой новый лидер в афганских условиях будет менее договороспособным и более слабым. Перемены в руководстве, уничтожение отдельных лидеров, с которыми можно было говорить, в том числе Ахтара Мансура — часть плана по сохранению нестабильности в Афганистане. Тот факт, что военного решения афганской проблемы не существует, нужно принять как аксиому. Проблемы можно решить только путем переговоров со всеми сторонами конфликта, включая руководство движения "Талибан", — сказал Князев.
Самым радикальным из претендентов на место главаря считался СираджуддинХаккани. Спецпредставитель президента РФ по Афганистану Замир Кабулов ранее заявил, что Москва опасается такого исхода. В итоге Хаккани стал одним из заместителей лидера "Талибана". Опасность в том, что группировка Хаккани всегда позиционировала себя как самостоятельная по отношению к "Талибану".
"Влияние группировки Хаккани сейчас опасно, потому что в движении "Талибан" нет строгой иерархии, как в армиях цивилизованных стран. Это ряд группировок, которые могут по каким-то вопросам принимать общие решения, по каким-то вопросам расходиться. Существует высший совет "Талибана" (шура). Принципиально важные решения принимаются коллегиально, а не председателем этой шуры, которым стал МаулавиХайбатуллаАхунзада", — объяснил политолог.
По его словам, с другими группировками можно разговаривать, их "мотивация носит во многом внутриафганский характер", а формирование Хаккани в наибольшей степени связана со спецслужбами других стран, в частности арабских. "Группировка является наиболее ангажированной извне и известна своей жестокостью по сравнению с другими. В нее входит большое количество неафганцев, она носит в большей степени международный характер", — добавил Александр Князев.