ТАШКЕНТ, 10 июл — Sputnik. Традиционно лето для ташкентцев — это не только сезон отпусков, но и время с опаской смотреть на столичный автотранспорт: вдруг автобус, в котором ты едешь, внезапно загорится.
И повод так думать есть и вполне реальный — менее чем за три недели в столице были зафиксированы возгорания сразу на трех автобусах марки Mercedes-Benz Conecto LF. Корреспонденты Sputnik Узбекистан решили разобраться, почему в последнее время с такой пугающей регулярностью хваленная немецкая техника превращается в факелы на дорогах.
Все дело в проводах
Как сообщил корреспонденту Sputnik представитель одного из ташкентских автобусных парков, уникальность этой ситуации заключается в том, что причин, которые приводят к постоянным возгораниям автобусов несколько. Но, что интересно, горят автобусы не из-за каждой из них, а по совокупности сложившихся проблем.
На сегодняшний день в автобусном парке "Тошшахартрансхизмат" числятся около 600 автобусов Mercedes-Benz Conecto LF и чуть больше 40 Mercedes-Benz Conecto O345. Именно эти две модели становятся постоянной головной болью как для пассажиров, так и для руководства столичного общественного транспорта.
Однако все бы ничего — немецкая техника, она и в Африке покажет свой класс, но, к сожалению, в Узбекистане в силу вступили свои факторы. В связи с постоянным ростом пассажиропотока и отсутствием достаточного числа автобусов все последующие годы немецкая техника эксплуатировалась нещадно, что называется без выходных и праздников.
И это все усугублялось отсутствием квалифицированных специалистов, которые могли бы регулярно проводить техническое обслуживание автобусов и нехваткой оригинальный запчастей. В конце концов автопарки нашли вполне понятное решение — перейти на более дешевые китайские аналоги, что вполне ожидаемо сказалось на качестве. В результате отработав свой ресурс и верно отслужив на столичных маршрутах более чем десять лет, автобусы стали гореть.
Интересно, что с заявлением по этому случаю выступила и немецкая компания, щепетильно относящаяся к своей репутации. По ее данным, Узбекистан был признан регионом с особо тяжелыми условиями эксплуатации автобусов. В качестве факторов, негативно влияющих на работу механизмов, были названы резкие перепады температур и сильная запыленность воздуха. Интересно, а где были все эти факторы, когда принималось решение о покупке такой техники? Похоже этот вопрос так и останется без ответа.
Единственным рациональным решением в этой ситуации был вывод из эксплуатации данных моделей, который практически был завершен в конце 2015 года. Однако на этом беды столичного общественного транспорта не кончились. Вскоре началась новая волна возгораний. Теперь погорельцами стали более современные автобусы Mercedes-Benz Conecto LF.
В этот раз технической причиной стали конструкционные недоработки и опять же климатические условия Узбекистана. Ну если с последним не поспоришь, хотя опять напрашивается вопрос, а зачем было покупать несоответствующую условиям технику, то с недоработками возникают вполне понятные вопросы. То ли немцы поставляли в Узбекистан уже бывшую в эксплуатацию технику, то ли контроль качества на немецком заводе в Турции на уровне из ряда вон выходящих.
Техническая комиссия, расследовавшая эти случаи, вынесла свой вердикт — основной причиной возгораний стал разрыв шланга высокого давления, в результате чего горячий воздух повреждал расположенные рядом электропровода, что в свою очередь приводило к короткому замыканию. Специалисты "Тошшахартрансхизмат" и немецкой стороны заявили о полном понимании проблемы и проведении работ по устранению конструкционных дефектов. Однако автобусы горят до сих пор…
К чести водителей автобусов и руководства "Тошшахартрансхизмат", за все это время не было ни одного случая, когда в результате возгораний пострадали пассажиры. Это было достигнуто благодаря специальным курсам подготовки водителей к подобным внештатным ситуациям, а также оснащению техники современными средствами пожаротушения.
Куда ехать дальше?
Похоже эти случаи возгорания все же отразились на политике "Тошшахартрансхизмат" по покупке новой техники. Последние несколько лет компания не стала приобретать крупные партии у своего давнего партнёра Mercedes-Benz, переключившись на альтернативный вариант как в прямом, так и переносном смысле.
Производство должно было начаться в феврале, а первая партия автобусов, собранных в Узбекистане, составить около 50 единиц. Однако пока проект никак не заявил о себе, несмотря на то, что на мощностях дочернего предприятия UzAutoTrailer уже смонтирована технологическая линия для производства автобусов.
Что будет дальше — пока планы "Тошшахартрансхизмат" остаются загадкой. Остается надеется, что, хотя бы в этом случае отечественные специалисты подойдут к выбору техники с головой, ведь ЧП с автобусами на газе станут куда более опасными.