ТАШКЕНТ, 19 авг — Sputnik. В Узбекистане август вот уже почти четверть века — особенный. Страна отсчитывает летопись собственного развития. Именно в это время, принято говорить о достижениях, определять задачи на будущее. А 1 сентября залпом грандиозного салюта в республике отмечают День независимости. Особенный этот месяц и для представителей творческих профессий, ведь то, что они по традиции презентуют к этому празднику, будь то художественное произведение, картина или фильм, будет смотреть не одно поколение.
Когда-то снимали одно кино, сейчас другое. К примеру, для нынешней молодежи термин "СССР" — это лишь аббревиатура из учебника истории, рассказы о той эпохе, в которой жили их бабушки, росли мамы и папы. Новое поколение изучает ее по книгам, по старым, добрым фильмам, которые так любит смотреть старшее поколение, ностальгируя по тем временам. Да и не только старшее поколение….
Корреспондент Sputnik Узбекистан пообщался с известным узбекским режиссером и драматургом Джасуром Исхаковым, чтобы понять какое кино снимали в Узбекистане во времена СССР и какое производят сегодня, в чем разница и схожесть, по какому пути необходимо идти современному узбекскому кинематографу.
По сценариям Джасура Исхакова были сняты такие популярные и всеми любимые художественные фильмы, как "Ясные ключи", "В стремнине бешеной реки", "Взлет разрешается", "Прощай, зелень лета!..", "Шок", "С любовью и болью", "Останься!..", "Проклятие золотого коня", "Охота для настоящих мужчин", фильм-сказка "Приключения в стране Чатранга", "День истины".
Кроме того, Исхаков снял не один десяток документальных фильмов. Также им написаны сценарии к более чем десяти мультфильмам, сатирическим сюжетам для киножурналов "Зумраша" и "Наштар". Он автор ряда известных песен, пишет пьесы и рассказы. Вместе с женой, Мастурой Исхаковой, ведет цикловую передачу "Поговорим о кино" на радио "Классик-ФМ".
— Какие перемены произошли в узбекском кинематографе за годы независимости?
Конечно, многие из них созданы людьми, которые имеют отдаленное отношение к киноискусству и это сильно влияет на качество фильмов. Поэтому они подвергаются справедливой критике. Бытует мнение, что надо запретить частные студии и все вернуть в распоряжение государственной киностудии "Узбекфильм". Я считаю, что это ошибочное мнение. Во-первых, сказав: "А", всегда нужно говорить: "Б". Надо учитывать, что из одной социальной формации мы перешли в совершенно другую. И что-то запрещать и "не пущать" уже просто невозможно. Ведь принят замечательный антимонопольный закон. Согласно ему, открываются самые широкие перспективы. Особенно для молодежи.
Если у вас есть возможность найти средства и, главное, есть желание, вы можете открыть кафе, ателье, рекламное агентство, автомастерскую, да что угодно. И конечно — вы можете снять свое, собственное кино. И этот процесс остановить невозможно, он будет идти дальше и развиваться. И в будущем именно на этих частных студиях в конечном итоге появятся хорошие сценаристы, режиссеры, операторы.
Но, конечно, главным создателем новых фильмов было и остается Национальное агентство "Узбеккино". Именно оно будет поднимать социально значимые темы, создавать фильмы о глубокой истории нашей страны, ее культуре, о наших замечательных предках, — полководцах, ученых, богословах, музыкантов и художниках. Забота государства о развитии кинематографа в Узбекистане, поддержка талантливых проектов, находится на самом высоком уровне. В стадии завершения — разработка закона о кинематографе. Мы с нетерпением ждем его принятия. Этот закон решит многие вопросы и не только финансовые, что немаловажно, но, главное, поднимет авторитет нашего искусства, его создателей, сценаристов, режиссеров, операторов, актеров и так далее.
Я бывал во многих бывших советских республиках, и ответственно скажу, что такой поддержки кинематографа, как у нас, практически нет нигде. К примеру, в Армении сильно удивлялись, что только в Ташкенте работают около 100 частных киностудий. И одновременно государство выделяет деньги на производство пятнадцати полнометражных художественных фильмов, несколько десятков документальных и мультипликационных фильмов. А на телевидении снимаются телевизионные сериалы. Мы как-то привыкли ко всему этому, но иногда надо об этом вспоминать.
— А что говорят Ваши коллеги по цеху из других стран, о нашем нынешнем кино? Сравнивают с теми узбекскими лентами, которые когда-то пользовались всесоюзной славой?
А говоря о восприятии наших фильмов, я приведу пример из личного опыта. Так как говорить за все кино не могу. Последняя картина, которую я снимал, — "День истины", многим моим коллегам из России показалась слишком красивой. Один так и заявил: "Ты, наверное, все коммунальное хозяйство столицы вытащил на улицы, чтобы снять все это. Наверное, сутки подметали, поливали улицы, чистили там все". Многие из них давно уже не были у нас, и не знают, что это и есть нынешний Ташкент.
Сегодня это совсем другой город. Он приобрел столичность, солидность за счет новых дорог, появления сети современных супермаркетов, зданий. И это, между прочим, касается не только столицы. Изменились за эти годы и регионы. А вы посмотрите, какой стала современная махалля, с этими красивыми и уютными типовыми домиками.
Я не смог их переубедить, они сказали, что такого не может быть, Ташкент совсем другой. По этому поводу можно спорить, кто-то ностальгирует по иным временам, кто-то восхищается тем, что есть ныне. Я сам тоже иногда ностальгирую по старому Ташкенту, но всему должна быть мера. Каждый город, каждое явление должно иметь развитие. Мы не можем застревать на уровне 1970-80-х годов, надо двигаться вперед.
Мне нравится уверенность, которая есть у молодежи. У нашего поколения еще есть инерция мышления, мы часто думаем, что кто-то за нас что-то сделает. А вот новое поколение — это те люди, которые знают, что им надо делать, чтобы мечты и желания воплотились в жизнь.
И об этом говорит и внешняя сторона в образе измененного Ташкента в моей картине. Эти суперсовременные магазины, заполненные товаром, которые нам и не снились раньше. Сейчас всего вдоволь, выбор огромный, возможности колоссальные. Другое дело, что за этой "сытостью" пропадает в какой-то степени человечность. Я думаю, что при этом надо сохранить те обычаи и взаимоотношения между людьми, которые всегда складывались в нашем городе.
— У многих ведь Ташкент до сих пор ассоциируется, как город хлебный.
— Да, это так. И название повести, которую написал Александр Неверов "Ташкент — город хлебный", не взято с потолка. Мне рассказывала мама, что во время голода в 30-х годах прошлого века, именно в Ташкент тянулись люди с севера. Здесь на площадях им варили затируху. И люди спасались от смерти.
Я думаю, что над Ташкентом висит некая аура доброты, гостеприимства и щедрости. И все эти замечательные определения и эпитеты: "Ташкент — столица дружбы и тепла", "Сияй, Ташкент — Звезда Востока!", подаренные в разные времена городу, появлялись не на пустом месте. Об этом надо чаще вспоминать, писать книги и стихи, снимать фильмы, петь песни, рассказывать людям о нашем прекрасном городе.
В условиях напряженности, которая сегодня настигла весь мир, когда царит неприятие, озлобленность, агрессивность, мы должны сохранить лучшие качества человечности, вне зависимости от имени, цвета глаз и наречии, на котором мы говорим. У нас в Узбекистане всегда так было. В нашем дворе мы вообще не знали кто он по национальности: узбек, татарин, русский, еврей, армянин? Для нас это было абсолютно безразлично. Мы делили друзей на две категории — хороший он парень или плохой.
Люди моего поколения хорошо помнят сцены из детства: если кто-нибудь выходил во двор с куском серого хлеба, намазанного сливочным маслом и посыпанным сахарным песком сверху, (а это было самое вкусное лакомство в те времена), к нему подлетала вся детвора. И все кричали: "Дай откусить!". Если он хороший парень, он отдавал свой бутерброд, который потом надкусывал каждый, а если нет, — вон из нашей команды, "Жадина-говядина!". У нас был многонациональный двор, и от этого мы только обогащались.
— Ваша следующая картина, о чем она будет?
— Сейчас в Национальном агентстве "Узбеккино" редакционным советом принят сценарий нового фильма "Дорога за горизонт". Название — рабочее. Сценарий написан вместе с моей женой, Мастурой Исхаковой. Впереди режиссерский вариант с добавлениями и сокращениями.
Пришла независимость, его полностью реабилитировали. Но годы ушли, он уже вышел на пенсию. Он помогает человеку, попавшему в беду. Но благодаря этому знакомству, он преодолевает собственное одиночество. Через историю одного человека, мы попытаемся показать приметы нашего времени, его недавней истории, о преобразованиях, которые происходят в нашем обществе.
Те самые 25 лет по историческим масштабам очень короткий срок, но для человека — достаточно большой. Теперь, когда они прошли, ты размышляешь, вроде вчера все это было — ГКЧП, распад страны, первые годы независимости. И понимаешь, эти четверть века вместили в себя грандиозно много, и в наш материальный мир, главное — в наши души.
— Ваши пожелания накануне юбилея независимости?
— Старикам — уважение и почёт. Творческим людям — вдохновения. Женщинам — радости материнства. Детям — счастья и улыбок. А всей нашей благословенной стране, — мира, добра, стабильности и процветания.