Культура

Хранитель музея: умения украшать у узбеков не отнять

© Sputnik / Вадим ШекунЖенские халаты. Узбекистан, конец 30-х г. Выставка "Культурное наследие Узбекистана"
Женские халаты. Узбекистан, конец 30-х г. Выставка Культурное наследие Узбекистана - Sputnik Узбекистан
Подписаться на
Yandex newsTelegram
Экспозиция лучших работ узбекских мастеров и российских авторов, вдохновленных поездками в Узбекистан, развернулась на выставке во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.

ТАШКЕНТ, 25 авг — Sputnik, Дилшода Рахматова. Во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (ВМДПНИ) началась выставка "Сокровища культурного наследия Узбекистана", подготовленная при участии Государственной Третьяковской галереи.

Как отметили организаторы, выставка такого масштаба проводится впервые.

Секреты риштанской керамики - Sputnik Узбекистан
Инфографика
Риштанская керамика — вся жизнь в одной тарелке
В разделе, посвященном узбекскому художественному текстилю, можно познакомиться с бухарской техникой золотого шитья — сюзане. Очаровывает и керамическое (гончарное) искусство узбекских мастеров. В пяти залах Всероссийского музея также можно увидеть ювелирные изделия 1930-х годов, работы из металла, резное и расписное дерево, лаковую миниатюру, расписные подносы, музыкальные инструменты, вышивки и декоративную роспись, национальную одежду узбеков и еще много чего интересного.

Это собрание дополняют работы российских мастеров, посвященные Узбекистану. На выставке можно увидеть лаковые миниатюры мастеров Федоскино, Мстеры и Холуя, воспроизводящие сценки из быта узбеков.

© Sputnik / Вадим Шекун"Ўзбекистон маданий мероси ҳазинаси" кўргазмаси
Ўзбекистон маданий мероси ҳазинаси кўргазмаси - Sputnik Узбекистан
"Ўзбекистон маданий мероси ҳазинаси" кўргазмаси

Традиционный Фестиваль изобразительного и прикладного искусства - Sputnik Узбекистан
Культура
В Москве открылась выставка прикладного искусства Узбекистана
"Дверь, у которой вы сейчас стоите, была привезена из экспедиции организованной ВМДПНИ художественной промышленности в Узбекистан в 1939 году. Соответственно, это XVIII век — типичная богатая резная дверь, — рассказывает хранитель музейных предметов Татьяна Рыкова. — Хочу сказать, что особенностью узбекского жилища является сравнительно небогатое убранство спальных комнат и соответственно, очень богатая парадная дверь. Представленные на нашей выставке столики, ширмы и другие предметы мебели были изготовлены для Парижской выставки 1937 года, на котором первоклассные работы узбекских мастеров были отмечены высокими наградами: несколько золотых и серебряных наград за роспись резьбу, в том числе и за ювелирные украшения".

Рыкова отметила что, организаторы постарались представить все многообразие узбекского прикладного искусства.  "Все они отличаются яркой краской, яркой росписью. Умения украшать у узбеков не отнять" — говорит она.

Блюдо (ляган). Ходжентского образца. Узбекистан, Ташкент  1936 г. - Sputnik Узбекистан
Фото
Восток — искусство тонкое
Кстати, играя значительную роль в архитектурном декоре Узбекистана, резное дерево находило также широкое применение в изготовлении предметов обихода: подставок, сундучков для складывания одеял, шкафчиков, шкатулок, пеналов, нарядных низеньких столиков хан-тахта, национальных музыкальных инструментов, а также декоративных многогранных столиков, тумбочек, пользовавшихся большим спросом у населения европейских городов во второй половине XIX и в начале XX веков.

© Sputnik / Вадим ШекунЭкспонаты выставки "Культурное наследие Узбекистана"
Экспонаты выставки Культурное наследие Узбекистана - Sputnik Узбекистан
Экспонаты выставки "Культурное наследие Узбекистана"

Для резьбы в Узбекистане используются лучшие местные породы деревьев: орех, чинара (платан), карагач (разновидность вяза), арча (можжевельник), шелковица, тополь, абрикос и др.

На выставке представлены также декоративные вазы, кувшины, ляганы разных форм и размеров, шкатулки, женские украшения. Центральное место в экспозиции занимают ряд лаковых миниатюр мастеров традиционно российских центров этого промысла — Федоскино, Мстеры и Холуя, созданы под влиянием поездок авторов в Узбекистан.

© Sputnik / Вадим ШекунВыставка "Культурное наследие Узбекистана"
Выставка Культурное наследие Узбекистана - Sputnik Узбекистан
Выставка "Культурное наследие Узбекистана"

Главными персонажами их миниатюр становились простые люди труда.

Культура
"Узбек" с чаем или кукла с национальным характером
В миниатюрах "Узбеки пьют чай" и "Узбечки-ковровщицы", выполненных неизвестными авторами в 1930-е годы, "Узбеки. Чтение газет" федоскинского мастера Алексея Алексеевича Кругликова, "Узбеки в чайхане" Ивана Семеновича Семенова, художники сумели передать особенности местного быта, его неповторимую колоритность и характерные атрибуты. Миниатюры отличает насыщенный цвет, впитавший яркое солнце южного края, лаконичные и убедительные образы.

Отдельного внимания заслуживают высокохудожественные образцы национальной одежды — халаты, жилеты, тюбетейки, выполненные в технике золотной и серебряной вышивки на бархате. Мужской халат, изготовленный в Бухаре в начале XX века, поступил в собрание музея в конце 1930-х годов. Бархатный халат на шелковой подкладке, отделанный по краям плетеной тесьмой из шелковых нитей, являет собой прекрасный экземпляр традиционной одежды и демонстрирует высокий уровень искусства золотного шитья узбекских мастеров.

© Sputnik / Вадим Шекун"Ўзбекистон маданий мероси ҳазинаси" кўргазмаси. 19 асрга оид либослар.
Ўзбекистон маданий мероси ҳазинаси кўргазмаси. 19 асрга оид либослар. - Sputnik Узбекистан
"Ўзбекистон маданий мероси ҳазинаси" кўргазмаси. 19 асрга оид либослар.

Художественное оформление тканей в Узбекистане – поистине выдающееся мастерство народных умельцев, которое сочетает в себе опыт и традиции  древности с ощущением остроты современной действительности. Существует множество тканей, производство которых вылилось в настоящее искусство, так красив их узор, гармоничны сочетания различных цветов и символичен орнамент.

Конечно, самым выдающимся явлением ткачества Узбекистана считается создание национального шедевра – ткани "хан — атлас", на родине, в ферганском регионе ее называют "абровой" за сходство с облаком, а в Европе — "икат".

Маргиланская фирма Атлас - Sputnik Узбекистан
Культура
Икат может попасть в список культурного наследия ЮНЕСКО
"Хан-атлас", без сомнения, настоящее богатство Узбекистана. Мелкий рисунок ее абрового фона играет самую важную роль — роль оберега. Здесь изображаются амулетики — "туморча", гребни — "тарог", змеиные следы — "илон изи", светильники — "чирог", растительные орнаменты, гирлянды из сплетенных тел людей и животных — символы восходящие своими корнями к зороастризму и призванные охранять владельца от жизненных напастей.

"Ткани, которые здесь представлены и вообще весь художественный текстиль придает необыкновенный колорит всей экспозиции. Потому что, когда мы вспоминаем  про Узбекистан, прежде всего, помимо роскошной совершенной архитектуры мы представляем еще и одежду, и людей в этой одежде. И конечно, вспоминаем из каких тканей все это сшито. И в нашей экспозиции мы постарались показать все великолепие узбекских мастериц: начиная от тканей и одежды, головных уборов, мы показали даже поражающие своим необыкновенным орнаментом "сюзане", которые известны, я думаю, всем любителям искусства, — говорит Светлана Исраелова, заведующая отделом тканей музея.

© Sputnik / Вадим ШекунВыставка "Культурное наследие Узбекистана"
Выставка Культурное наследие Узбекистана - Sputnik Узбекистан
Выставка "Культурное наследие Узбекистана"

Сюзане (с персидского — "шитый иглой", — ред.) — настенный ковер необычайной красоты, вышитый по шелку, бархату или хлопчатобумажному полотну. Издревле расшитые панно неизменно присутствовали в каждом доме. Ими украшали стены, они служили оберегом. Самые крупные сюзане, а они достигали 2-3 метров в длину и 2 метра в ширину, создавались обычно к большим торжественным событиям в семье.

Древнее производство шелковых тканей - Sputnik Узбекистан
Общество
Узбекский мастер восстановил секреты древнего производства шелковых тканей
Согласно традициям, если в узбекской семье рождалась девочка, то мать начинала шить сюзане, которая считалась частью приданого для жениха в день свадьбы. (Рисунок текстиля должен был оберегать молодоженов от злых сил).

А девочки начинали вышивать свое сюзане в 10-12 лет и должны была к свадьбе завершить всю вышивку, оставив небольшой участок не вышитым. Незаконченный узор сюзане, символизируя преемственность поколений, означает пожелание невесты иметь дочь, которая будет мастерицей и продолжит дело матери.

К слову, в старину умение вышивать ценилось на вес золота. Как только выяснялось, что девушка, в дом которой пришли сваты, владеет искусством вышивки, калым (выкуп за невесту) возрастал во сто крат.

Увидеть все великолепие и разнообразие сокровища культурного наследия Узбекистана жители и гости российской столицы могут до 25 сентября.

© Sputnik / Вадим Шекун"Ўзбекистон маданий мероси ҳазинаси" кўргазмаси
Ўзбекистон маданий мероси ҳазинаси кўргазмаси - Sputnik Узбекистан
"Ўзбекистон маданий мероси ҳазинаси" кўргазмаси
Лента новостей
0