ТАШКЕНТ, 25 авг — Sputnik, Дилшода Рахматова. Во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (ВМДПНИ) началась выставка "Сокровища культурного наследия Узбекистана", подготовленная при участии Государственной Третьяковской галереи.
Как отметили организаторы, выставка такого масштаба проводится впервые.
Это собрание дополняют работы российских мастеров, посвященные Узбекистану. На выставке можно увидеть лаковые миниатюры мастеров Федоскино, Мстеры и Холуя, воспроизводящие сценки из быта узбеков.
Рыкова отметила что, организаторы постарались представить все многообразие узбекского прикладного искусства. "Все они отличаются яркой краской, яркой росписью. Умения украшать у узбеков не отнять" — говорит она.
Для резьбы в Узбекистане используются лучшие местные породы деревьев: орех, чинара (платан), карагач (разновидность вяза), арча (можжевельник), шелковица, тополь, абрикос и др.
На выставке представлены также декоративные вазы, кувшины, ляганы разных форм и размеров, шкатулки, женские украшения. Центральное место в экспозиции занимают ряд лаковых миниатюр мастеров традиционно российских центров этого промысла — Федоскино, Мстеры и Холуя, созданы под влиянием поездок авторов в Узбекистан.
Главными персонажами их миниатюр становились простые люди труда.
Отдельного внимания заслуживают высокохудожественные образцы национальной одежды — халаты, жилеты, тюбетейки, выполненные в технике золотной и серебряной вышивки на бархате. Мужской халат, изготовленный в Бухаре в начале XX века, поступил в собрание музея в конце 1930-х годов. Бархатный халат на шелковой подкладке, отделанный по краям плетеной тесьмой из шелковых нитей, являет собой прекрасный экземпляр традиционной одежды и демонстрирует высокий уровень искусства золотного шитья узбекских мастеров.
Художественное оформление тканей в Узбекистане – поистине выдающееся мастерство народных умельцев, которое сочетает в себе опыт и традиции древности с ощущением остроты современной действительности. Существует множество тканей, производство которых вылилось в настоящее искусство, так красив их узор, гармоничны сочетания различных цветов и символичен орнамент.
Конечно, самым выдающимся явлением ткачества Узбекистана считается создание национального шедевра – ткани "хан — атлас", на родине, в ферганском регионе ее называют "абровой" за сходство с облаком, а в Европе — "икат".
"Ткани, которые здесь представлены и вообще весь художественный текстиль придает необыкновенный колорит всей экспозиции. Потому что, когда мы вспоминаем про Узбекистан, прежде всего, помимо роскошной совершенной архитектуры мы представляем еще и одежду, и людей в этой одежде. И конечно, вспоминаем из каких тканей все это сшито. И в нашей экспозиции мы постарались показать все великолепие узбекских мастериц: начиная от тканей и одежды, головных уборов, мы показали даже поражающие своим необыкновенным орнаментом "сюзане", которые известны, я думаю, всем любителям искусства, — говорит Светлана Исраелова, заведующая отделом тканей музея.
Сюзане (с персидского — "шитый иглой", — ред.) — настенный ковер необычайной красоты, вышитый по шелку, бархату или хлопчатобумажному полотну. Издревле расшитые панно неизменно присутствовали в каждом доме. Ими украшали стены, они служили оберегом. Самые крупные сюзане, а они достигали 2-3 метров в длину и 2 метра в ширину, создавались обычно к большим торжественным событиям в семье.
А девочки начинали вышивать свое сюзане в 10-12 лет и должны была к свадьбе завершить всю вышивку, оставив небольшой участок не вышитым. Незаконченный узор сюзане, символизируя преемственность поколений, означает пожелание невесты иметь дочь, которая будет мастерицей и продолжит дело матери.
К слову, в старину умение вышивать ценилось на вес золота. Как только выяснялось, что девушка, в дом которой пришли сваты, владеет искусством вышивки, калым (выкуп за невесту) возрастал во сто крат.
Увидеть все великолепие и разнообразие сокровища культурного наследия Узбекистана жители и гости российской столицы могут до 25 сентября.