Тамара Рузиева — колумнист Sputnik Кыргызстан.
Давненько я не училась в школе, поэтому не могу понять, есть там что-то похожее на уроки труда или нет?
В наше быльем поросшее советское время подобные уроки были обязательны. И учителя, вкладывавшие школьникам что-то в руки, стояли особняком от других педагогов. К тому же вокруг них витали самые неимоверные небылицы. В тех рассказах мужики-трудовики были не только мастеровыми, но и обязательно пьющими. Причем, вкушая водочку, они обязательно занюхивали ее свежими стружками, слетавшими с досочек, из которых мальчики делали табуретки. Говорили, что тетечки, учившие девочек шить и варить борщи, пытались им на закуску носить результаты девчачьих уроков труда, но гордые мужики отказывались потреблять учебную стряпню.
Оказывается, все упирается в отсутствие, как красиво говорят чиновники, материальной базы. Ведь, чтобы мальчиков научить делать, например, скворечники (когда-то это было очень популярно), нужно иметь не только набор инструментов, а еще доски, гвозди и клей столярный. Если уже в школе обучать девочек шитью, то к швейной машинке желательно бы приложить кусочек тряпочки да нитки с иголками. Одним словом, хлопотное это дело — создавать кабинеты труда и мастерские. Гораздо проще сказать детям, чтобы принесли бумагу и на ней чертили.
Но даже этого во многих школах нет, поскольку напрочь отсутствуют учителя черчения. Не готовят в вузах таких специалистов. Если раньше в институтах студенты технических специальностей осваивали чертежное дело, выдавая десятками ватманские листы с чертежами конструкций и деталей, то сейчас за них все делает компьютер. Главное — уметь заложить в программу требуемые параметры.
Может, я и не обратила бы внимания на идею возрождения технического образования в школах (хотя зачем оно, например, прирожденным гуманитариям?), если бы господин, занимающийся миграцией на государственном уровне, не пояснил, что навыки, которые они хотят привить школьникам, нужны, чтобы улучшить уровень будущих мигрантов.
Асанбаев так прямо и заметил: "Учитывая, что зачастую на заработки выезжают выпускники школ, они оказываются в проигрышном положении, так как не владеют профессией. Поэтому и нужна какая-то техническая специальность, которой они будут обучаться в последних классах". Чему именно будут обучать, не сказал. Возможно, это еще в процессе обсуждения. Тут хотелось бы понять, неужели профессиональные лицеи, готовящие каменщиков, штукатуров, сварщиков, не в полной мере отвечают задачам подготовки мигрантов? Хотя там тоже гордо докладывают, сколько их выпускников нашли себе дело вдалеке от дома.
Правда, Госмиграция не согласовала свою идею с военным ведомством. Совсем недавно генералы и полковники выдали новую идею. Решив, что нам, по всей видимости, понадобится огромная (по нашим меркам, конечно же) армия, они объявили, что все молодые люди до 25 лет будут лишены права выезжать из страны, не отслужив в армии или не выплатив какие-то деньги за право не выполнять в полной мере священный воинский долг. Исключения будут делать только в самых безвыходных ситуациях, если не поехать просто нельзя. Желание же выпускников школ всего лишь отправиться куда-то работать, скорее всего, веским аргументом, чтобы вырваться из крепких рук военкоматов, считаться не будет.
Так что одни будут пачками мигрантов штамповать, а другие тормозить их отгрузку. Посмотрим, чья возьмет!
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.