ТАШКЕНТ, 5 сен — Sputnik, Мария Шелудякова. Транзит власти в Узбекистане после смерти первого президента Ислама Каримова, вероятно, уже осуществился. Когда в стране, которая претендует на лидирующую позицию в регионе, происходит смена руководства, весь мир настораживается.
В отношениях государств Центральной Азии в скором времени произойдут существенные изменения, соглашаются участники круглого стола "Узбекистан после Каримова: политические вызовы и перспективы развития", который прошел в МИА "Россия сегодня".
"Ожидания были самыми разными. Некоторые предсказывали "взрыв" в Центральной Азии и полный крах системы безопасности в Узбекистане. К счастью, ничего подобного не случилось, потому что Служба национальной безопасности (СНБ) полностью контролирует ситуацию в республике, — подчеркнул заместитель директора Института стран СНГ Владимир Евсеев. — СНБ во многом определял мирный процесс транзита власти. Когда силовики занимают сторону одного из преемников, остальное не имеет значения".
Политологи назвали позитивным знаком то, что передача власти в Узбекистане произошла без нарушения Конституции. В последующие три месяца исполнять обязанности главы государства, в соответствии с законодательством, будет председатель Сената Нигматилла Юлдашев.
Что досталось преемнику в наследство
Каримов оставил после себя неплохое наследство, и спокойный транзит власти во многом заслуга именно первого президента Узбекистана, подчеркнул политолог Владимир Евсеев. В то же время надо понимать, что речь идет о государстве, нестабильном с точки зрения внешней политики. Теперь весь мир с любопытством следит за тем, в какую сторону этот вектор повернется.
"Достижения Каримова бесспорны. Он удержал мир на грани гражданской войны, смог не допустить разгула радикального ислама. Во многом сохранил экономику, — отмечает эксперт. — Неустойчивость внешнеполитического вектора создавало некоторую неопределенность, но Россия и Узбекистан всегда были связаны. От возникновения проблем удерживало военно-техническое сотрудничество. Силовые структуры по-прежнему имеют на вооружении советское и российское оружие, и это важная скрепа".
Эпоха Каримова завершилась относительно благополучно, отметил главный редактор журнала "Проблемы национальной стратегии" Аждар Куртов. Политическая элита Узбекистана как люди "с определенным цивилизационным опытом" к транзиту власти, вероятно, некоторое время готовились.
В настоящее время важно и то, кто займет ключевые посты в узбекском правительстве.
"Эксперты все чаще называют главным преемником Мизриеева. С моей точки зрения, достойная кандидатура, — отметил Аждар Куртов. Этот человек по образованию мелиоратор, а это значит, что он хорошо понимает основную проблему республики — нехватку воды. Он будет искать решение этой проблемы. Ни Пекин, ни находящийся на другом континенте Вашингтон, ни мусульманский мир ему в этом помогать не будут".
Старший научный сотрудник сектора центрально-азиатских исследований Центра исследований проблем стран ближнего зарубежья Российского института стратегических исследований Иван Ипполитов сделал акцент на трудностях, которые стояли перед Каримовым.
Каримов смог смягчить межрегиональные и межклановые противоречия на основе ведущей роли узбекского народа.
Евсеев напомнил, что в настоящее время граница Узбекистана с Кыргызстаном частично заминирована, отсутствует демаркация границ — у Узбекистана есть проблемы с некоторыми государствами Центральной Азии.
"Может быть, Узбекистану стоит с помощью России попробовать смягчить это противостояние. Я очень надеюсь, что новое узбекское руководство будет смотреть дальше", — сказал эксперт.
Политологи отметили, что сфера определения преемника Ислама Каримова в Узбекистане не является прозрачной и публичной. Все то, что говорится экспертами нужно воспринимать с известной степенью скепсиса, потому что информация доступна только "узкой когорте людей".
Не войдет в ЕАЭС…
Политолог Владимир Евсеев подчеркнул, что сейчас Россия может помочь Узбекистану. По его словам, Москва предпримет попытки вовлечь Ташкент в те процессы, которыми Россия управляет или же активно участвует.
"Вступление в ЕАЭС нереально, но можно предложить зону свободной торговли, — считает Евсеев. — Такое предложение в упрощенном варианте заключается с Китаем, Ираном и некоторыми другими государствами. Узбекистан мог бы этот вариант рассмотреть, потому что альтернативы просто нет".
… но войдет в ОДКБ
Эксперты согласились, что ситуация с ОДКБ гораздо более простая. Куртов напомнил, что договор о коллективной безопасности, Ташкентский договор, был подписан в столице Узбекистана. Республика дважды была в составе этой организации.
"Конечно, чтобы уйти были причины. Препятствий для возвращения Узбекистана в ОДКБ просто нет, ведь в этой структуре не представлены национальные органы, которые могли бы приписывать стране жесткую линию поведения. Здесь даже мифической угрозы нет, что Узбекистан лишится хоть части своего суверенитета и независимости, — сказал Куртов.
Проблема безопасности для Узбекистана никуда не делась, и союзники могли бы помочь, добавил политолог. Кроме того, Узбекистан может присоединиться по экономическим соображениям, потому что союзникам ОДКБ предоставляют вооружение по льготным ценам.