ТАШКЕНТ, 28 сен — Sputnik. Ташкентская прописка в последние годы стала едва ли не самым желанным подарком для многих узбекистанцев, мечтающих изменить свою жизнь к лучшему. Ее владелец автоматически становился обладателем ряда преимуществ, недоступных простым смертным. Это и породило серьезный коррупционный круг, разомкнуть который многие годы пытаются столичные власти.
История вопроса
В первые годы независимости Ташкент столкнулся с массовым оттоком европейского населения, которое уезжало в Россию и другие страны бывшего Советского Союза, возвращаясь на так называемую историческую родину. Поэтому примерно до начала 2000-х годов миграция населения из регионов страны в центр считалась скорее благом, нацеленным на восполнение выпадающих трудовых ресурсов в крупнейшей промышленной агломерации страны — Ташкенте и Ташкентской области.
Комиссия обладала огромными полномочиями, так как принимала решения без каких-либо общеизвестных критериев, вынося отрицательные решения по прописке, даже не удосуживалась объяснять гражданам причины отказа. Это породило огромную коррупционную гидру, которая вцепилась в население. Люди в поисках лучшей жизни платили чиновникам баснословные деньги, чтобы получить заветный штамп в паспорте.
Вместе с этим появилось огромное число мошеннических схем, когда чиновники брали с людей деньги, ставили в паспорта заветные штампы, а в компьютер информацию не вносили. В результате люди, отдавшие 5-10 тысяч долларов, получали юридически ни к чему не обязывающий штамп, который при проверке фактически оказывался ничем не подкрепленной липой.
Те, кто не обладал столь толстым кошельком, ехали в Ташкентскую область, где прописка стоила дешевле, а получить ее было быстрее, при этом фактически она давала такие же преимущества, как и столичная.
Корень зла
Здесь стоит объяснить, почему же люди платили и будут платить такие огромные деньги за обладание ташкентской пропиской. Действующая в республике экономическая модель пока не в состоянии прокормить более чем 30-миллионное население страны. На сегодняшний день работа есть только в крупных региональных центрах и в Ташкенте, поэтому у простого населения есть всего два пути — уехать на заработки в столицу или отправиться искать лучшую долю в Россию или Казахстан.
В столице же работает крайне интересная схема по вытеснению иногородних. Так, например, государственные органы не берут на работу людей, у которых нет постоянной прописки в столице или Ташкентском регионе. И предлагаемая столичными властями альтернатива в виде временной прописки, выдаваемой на полгода, практически не работает.
Государственные органы уже давно получили негласное распоряжение брать людей на работу только по прописке, если же им очень нужен иногородний специалист, то они имеют право обратиться с ходатайством о предоставлении ему прописки.
Новые веяния
В 2011 году первый президент Узбекистана Ислам Каримов подписал закон "О перечне категорий лиц — граждан Республики Узбекистан, подлежащих постоянной прописке в городе Ташкенте и Ташкентской области", который полностью изменил сложившуюся систему.
В нем были четко прописаны 12 категорий граждан, которые имели право прописаться в этих двух административных единицах. Тогда этот документ назвали своеобразной индульгенцией всем тем иногородним толстосумам или просто обеспеченным людям, которые купили недвижимость в Ташкенте, но не могли в ней прописаться и записать ее на свое имя. Не случайно во время подготовки этого закона ходили слухи, что его активно лоббировали многие местные магнаты, занимающиеся недвижимостью.
В результате после его принятия, в соответствии с первой категорией, право на прописку получили граждане Узбекистана, имеющие жилье в Ташкенте. После нескольких лет работы этого документа численность новоявленных ташкентцев выросла в несколько раз, а цены на недвижимость в столице обновляли один рекорд за другим.
Опять в действие вступило множество схем, когда заключались фиктивные браки, чтобы получить прописку, люди покупали жилье, чтобы потом оформить его на себя при помощи "серых схем", кто-то массово прописывал своих родственников на своей жилплощади. В общем, Ташкент рос вширь и вглубь.
Согласно последним поправкам в законодательстве, прописаться в Ташкенте иногороднему гражданину, не входящему в перечень из этих 12 категорий, практически невозможно. Конечно, де-юре такая возможность есть, но вот де-факто она представляет собой нереальный забег по различным государственным структурам, где придется объяснять и доказывать, что ты имеешь право на прописку.
Косвенно эта ситуация повлияла и на обвал цен на вторичном рынке недвижимости. Жилья стало продаваться больше, так как европейское население продолжает уезжать, а спрос практически пропал. Дело в том, что в последние годы покупкой занимались в основном иногородние, для которых теперь поставлен законодательный запрет.
Мнение ташкентцев
Большая часть столичных жителей, конечно, в отличие от населения остальных регионов страны, с одобрением воспринимают каждое ужесточение законодательства о прописке. И причин этому несколько.
Во-первых, не секрет, что приезжающие из регионов люди не адаптированы под столичную действительность. И это касается практически всех сторон бытовой жизни. Простой пример — отвратное поведение на дорогах, где сегодня властвуют нелегальные таксисты из регионов, массово приезжающие в Ташкент на заработки. В небольших городах, где нет светофоров и большого потока, можно и на красный свет проехать, и перестраиваться с полосы на полосу без сигналов, и гонять по встречке. В Ташкенте подобные маневры оборачиваются постоянными ДТП и конфликтами на дорогах.
Или другой пример — один из корреспондентов Sputnik был в шоке, когда у него в зале с потолка внезапно потекла вода. Он поднялся к новым соседям, которые приехали из региона, а они там просто стоят на полу в ванной комнате и моют ноги. То есть стоят не в самой ванной, а как привыкли у себя в доме в регионе, просто на полу, а вода сочится к соседям.
Еще один факт — рост числа преступности в Ташкенте, особенно грабежей и насилия. Люди, приезжающие в Ташкент на заработки и остающиеся здесь на голодном пайке из-за отсутствия прописки, вынуждены промышлять кто чем может. Кто-то таскает мешки, а кто-то — все, что видит в округе. В результате у девушек срывают украшения, вырывают сотовые телефоны, обворовывают машины, и это только небольшой список преступлений, к которым причастны приезжие из регионов.
Криминальные сводки и бытовые неурядицы во многом объясняют эту нелюбовь коренных ташкентцев к приезжим, для которых придумали даже отдельный термин — "аватары".
Как же грамотно разомкнуть этот круг? Увы, пока панацеи от этой проблемы нет, а периодически вводимые ограничения лишь подстегивают предприимчивых граждан искать новые схемы обхода запретов.