ТАШКЕНТ, 13 окт — Sputnik, Антон Курилкин. В Ереване проходит первый Международный форум евразийского партнерства. О перспективах сотрудничества Узбекистана с ЕАЭС Sputnik Узбекистан рассказала доцент кафедры финансового менеджмента РЭУ имени Г.В. Плеханова Мария Ермилова.
— Заинтересован ли Узбекистан в присоединении к ЕАЭС, и хочет ли сам Евразийский союз такой интеграции?
— Взаимный интерес к интеграции есть. Евразийский союз заинтересован в присоединении Ташкента. Причин для этого несколько: и уровень товарооборота между странами, и развитая железнодорожная инфраструктура Узбекистана, и стратегическое положение страны.
Позиция Ташкента пока непонятна. Ислам Каримов стремился сохранять внеблоковый статус страны в годы президентства, но пришедшие к власти его последователи ориентированы на более тесное сотрудничество с ЕАЭС и Россией.
После смерти первого президента в республике началась небольшая перестройка. Власти заинтересованы в углублении интеграции — узбекским предприятиям необходимо сохранить рынок сбыта в странах Таможенного союза. Внешнеполитическая ситуация тоже давит на Ташкент. Намерение о присоединении к ЕАЭС выразил Таджикистан. Казахстан и Киргизия уже вступили в союз. Получается, что с севера и востока Узбекистан уже окружен членами союза.
— Какой эффект для Узбекистана даст вступление в Евразийский союз?
Помимо сохранения внешнеэкономических и политических отношений руководству страны нужно в первую очередь заботиться о внутренней ситуации. И с этим есть проблемы.
Темпы экономического роста в Узбекистане сегодня снижаются. Негативное воздействие на экономические показатели создают и проблемы соседей. Из-за кризиса в России сегодня можно ожидать сокращения автомобильной промышленности — производителям требуется увеличивать объем продаж, а традиционные для них рынки сокращаются.
И, наконец, упущенные выгоды. Ташкент может зарабатывать на транспортных услугах (и власти это понимают), но для этого нужно создавать совместные проекты с Казахстаном и Россией.
Все эти проблемы можно решить вступлением в ЕАЭС. Это упросит и доступ на рынки ближайших соседей, и уберет юридические препоны для мигрантов, и позволит зарабатывать на транспортных проектах.
Упростит вступление в ЕАЭС и жизнь трудовых мигрантов. С одной стороны, присоединение к Таможенному союзу позволит тратить уехавшим из страны на заработки меньше времени и денег на получение разрешений. С другой стороны, станет проще привлекать в Узбекистан высококвалифицированных специалистов, которые сегодня необходимы, например, в промышленности и IT-секторе.
— Какие последствия для экономики Узбекистана может иметь вступление в ЕАЭС?
— Есть определенные сложности. Сегодня страны-участницы Евразийского сотрудничества можно разделить на две группы: с одной стороны — Казахстан и Россия с высоким уровнем жизни населения и темпами экономического роста, с другой — Белоруссия и Армения, демонстрирующие более скромные результаты. Поначалу после присоединения можно ожидать небольшого роста негативных показателей, потому что на адаптацию к новым реалиям требуется время.
— Как много времени может занять процесс вступления?
В любом случае не стоит ожидать скорого вступления Узбекистана в ЕАЭС. Нужно дождаться выборов в стране. Победителю будет нужно время на выработку новой экономической и политической программы и расстановку приоритетов в сотрудничестве. Но даже если решение будет принято, процесс вступления в организацию занимает много времени. Нужно провести ряд консультаций и переговоров, урегулировать множество формальных вопросов.
— Что будет, если руководство Узбекистана решит сохранить внеблоковый статус?
— Даже если новое руководство Узбекистана решит сохранить внеблоковый статус страны, отношения с соседями не будут разорваны. Сегодня ЕАЭС в целом и Россия в частности активно сотрудничают с Узбекистаном и не желают разрыва связей. К тому же, страны Евразийского союза и Узбекистан близки друг другу в ментальном и культурном плане — этому способствует общая история. С Китаем такого понимания нет.