Эксперт: тем, кто взял автомат вместо Корана, я бы показал эпиграфику

© UzbekistanTodayКруглый стол "Архитектурная эпиграфика Узбекистана"
Круглый стол Архитектурная эпиграфика Узбекистана - Sputnik Узбекистан
Подписаться
Доктор исторических наук Бахтияр Бабаджанов рассказал Sputnik о результатах уникального проекта по изучению древних надписей на архитектурных объектах Узбекистана

ТАШКЕНТ, 19 окт — Sputnik. В Ташкенте издана уникальная серия из 12 книг-альбомов, посвященных архитектурной эпиграфике Узбекистана. Исследования в этом направлении стали первым полномасштабным проектом, а сами книги — своеобразным сводом архитектурной эпиграфики страны.

По заявлению специалистов, участвовавших в данном уникальном проекте, это только вершина айсберга и работа будет продолжена, чтобы охватить оставшиеся неизученными эпиграфические надписи, которые таят в себе еще много научных тайн и открытий. О чем молчала узбекская эпиграфика и какой огромный культурный пласт она в себе несет не только для исламского мира, но и всей цивилизации, корреспонденту Sputnik рассказал один из членов творческой группы проекта, ведущий научный сотрудник Центра восточных рукописей имени Абу Райхана Беруни, доктор исторических наук Бахтияр Бабаджанов.

"Эпиграфика — это надписи на твердых предметах", — так начинает свой рассказ Бахтияр-ака.

"Это надписи на посуде, на надгробиях или же архитектурных памятниках, даже на одежде. Это то, что всегда перед нами, перед глазами. Мы едем в Самарканд, Бухару, Шахрисабз, Хиву и видим памятники. И видим то, что мы называем все время арабесками. Вот это мы и взялись изучать. Потому что в исламском мире очень много таких памятников. В первую очередь это Иран. По количеству эпиграфических памятников мы уступаем только ему. А в некоторых видах надписей у нас даже больше. Поэтому это огромное наследие. Эпиграфика — написанное слово, которое до сих пор молчало. Мы попытались заставить заговорить эти памятники", — поясняет собеседник.

Как он отмечает, ранее объекты эпиграфики, конечно, тоже изучались, но это делалось, мягко говоря, очень спонтанно. Например, если надо было датировать какой-то памятник, вычленяли пару цифр, а что там было написано, уже не интересовало, считает историк. В этом плане, как рассказывает Бахтияр Бабаджанов, очень интересен дворец Аксарай, построенный Тамерланом на его родине в Шахрисабзе.

"Аксарай — выдающийся памятник, дворец Амира Темура, который начали изучать 150 лет назад, именно тогда и появились первые исследовательские статьи о нем. Полтора века изучался памятник. И в целом за это время, я думаю, было исследовано надписей не больше 20%. Можете себе представить, всего 20%", — говорит историк.

Следовательно, по мнению ученого, самые яркие и значительные страницы культурного наследия Узбекистана оставались недоступными науке, а также узбекскому народу и гостям страны.

Внутренний двор медресе Мир-Араб - Sputnik Узбекистан
Знаете ли вы достопримечательности Узбекистана?
"Нам удалось прочитать там все. Мы специалисты, наша задача читать, наша задача расшифровывать эти надписи и переводить. Мы перевели их на три языка — узбекский, русский и английский. Я не буду говорить, что это получилось идеально, особенно, что касается английского языка, но мы попытались. Это только первый шаг. Мы предоставили все это и другим ученым — культурологам, историкам, — пожалуйста, читайте", — поясняет специалист.

В ходе этого масштабного проекта, на который уже ушло шесть лет, многие надписи прочтены впервые, делится ученый.

"Впервые прочитаны надписи в комплексе Шахи-Зинда и Гур-Эмир в Самарканде. То же самое Регистан. Он вообще буквально молчал до сих пор. Огромное количество надписей и на медресе Улугбека. Вот они, огромными буквами перед вашими глазами. Красота! Великолепные надписи, просто гармония безумная. Знатоки, их в дрожь бросает!", — восхищается всем этим культурным наследием Бахтияр-ака.

Как он поведал, к нему приезжали коллеги из арабского мира, из Ирана, Индии и многих других стран. И когда они видели все это, то просто безумно восхищались. Они говорили, что это тот самый волшебный мир, и спрашивали, почему он у нас молчит.

"И вот, наконец, лед тронулся. Шесть лет безумно кропотливого, безумно тяжелого труда. Некоторые надписи к нашему стыду мы не смогли прочитать. К примеру, вот обычный квадрат, в котором какие-то знаки. Нужно сидеть и думать, нужны огромная эрудиция и знания. За этим всегда стоит либо какая-то глубокая философия, либо все это связано с религией, либо нет. Тем не менее эти сентенции, они ходили, были у людей на слуху. Поэтому они фиксировались, это была прокламация. То есть вот перед вами явили некую надпись. Что это такое? Вы думаете, хотел "донатор" (строитель) оставить свое имя. Нет, это гораздо глубже. Мы должны попытаться понять, это в науке аутентичное понимание того самого автора надписей", — рассказывает историк.

Презентация 12 книг-альбомов, посвященных архитектурной эпиграфике Узбекистана - Sputnik Узбекистан
В Ташкенте презентовали уникальные книги по архитектурной эпиграфике
Возвращаясь к тому же примеру с Аксараем, Бахтияр Бабаджанов отметил, что во всех этих надписях скрыты глубокая философия и тонкий смысл. Как считает ученый, в разных ситуациях они могут трактоваться по-разному.

"Благое дело ради трона или трон для благого дела? Понимаете, тонкая разница. Но тем не менее он (трон) повторяется 1000 раз в Аксарае. Великолепно, просто надо вдуматься. Здесь очень тонкий смысл. Мы в остальных рукописях просто не встречали многие надписи. Или же наша эпиграфика дополняет стихи арабских авторов, допустим 8, 9, 10 веков, которых не сохранилось в изданных работах, но на наших памятниках это есть. Несколько строк — это немного, может быть, покажется, но если почитать, это безумно просто, кладезь той самой мудрости", — отмечает эксперт.

По его мнению, эпиграфика таит в себе и великую назидательную силу, к ней стоит приобщать подрастающее поколение.

"Сегодня обманутым безумным мальчикам, которые взяли автомат вместо Корана, я бы показал красоту этих надписей. Вот причина! Они оторваны от этого великого мудрого клада, огромной мудрости, глубочайшей философии. Они оторваны от собственных выдающихся традиций. И каждый памятник эпиграфики скрывает в себе такие сюрпризы. Им (молодым людям) надо всем сделать экскурсию, чтобы они бросили свои автоматы. Пойди, посмотри, какое у тебя наследие! Это выдающееся наследие, как ты можешь вот этими бесконечными убийствами оскорблять чью-то память. Оскорблять собственную религию, просто втаптывать ее", — призывает к действию собеседник.

И нам, как говорит Бахтияр Бабаджанов, не пришлось бы сейчас доказывать, что такое ислам, что он другой. "Ислам — это мудрость, это красота, красота веков. От нее веет свежим ветром. Вот о чем думать надо было", — выражает свое мнение специалист.

Загадки Самарканда: сможете ли вы отличить факты от городских легенд?
В целом, как отмечает ученый, в рамках проекта они изучили более двух тысяч эпиграфических надписей, то есть логически завершенных текстов. Для этого пришлось исследовать почти 700 памятников архитектуры, таких древних городов и регионов, как Бухара, Самарканд, Хива, Ургенч, Фергана, Андижан, Наманган, Навои, Каракалпакстан, Сурхандарья, Кашкадарья и Ташкент. Каждый из этих объектов содержал в себе не одну надпись.

По словам эксперта, иногда надписи так заплетались в узорах, что их нелегко было прочесть. Но эта работа — огромное вдохновение, благодаря чему все трудности преодолевались, говорит ученый. Как он вспоминает, часто даже чтение и расшифровка древних надписей снились ему и его коллегам во сне. Из-за этого они созванивались ночью и спорили, кто прав.

"Вот что такое эпиграфика, вот как она увлекает. Это действительно послание веков, которое надо понять. Надеюсь, мы дали возможность это сделать более широкой публике", — заключил ученый.

Лента новостей
0