ТАШКЕНТ, 23 окт — Sputnik. Правительство Узбекистана с 23 октября резко повысило стоимость бензина. В результате, в зависимости от марки, цена подросла от 31,6% до 34,9%. Sputnik Узбекистан на условиях анонимности попросил прокомментировать это решение одного из ведущих экспертов отрасли.
По его словам, главное в этом решении не резкое увеличение цены, а проявление политической воли новой власти, которая решила наконец-то разобраться с проблемным рынком бензина.
Главное в этом решении, подчеркивает собеседник, — четкое уравнивание цен во всех без исключения автомобильных заправках на территории страны. Ранее в регионах работали заправки, реализующие коммерческий бензин, который был на порядок выше социального. Теперь социальный бензин был ликвидирован, а коммерческий даже немного упал в цене, замечает он.
"Уход с рынка социального бензина автоматически сведет на нет всю схему по перепродаже топлива в регионах. Но это будет работать только при постоянных поставках бензина на все заправки на территории страны. Кроме того, бюджет избавится от достаточно солидной нагрузки, ведь разницу в стоимости, например, одного литра социального и коммерческого бензина, дотировало государство, а это многие миллионы. Теперь эти деньги можно будет направить на строительство дорог", — отметил эксперт.
Что будет дальше? Собеседник, прежде всего, прогнозирует дальнейший передел рынка услуг такси. Большая часть легальных автопарков уже работает на газе, и на их деятельности это не отразится. Однако теперь с рынка будет постепенно уходить дешевое нелегальное такси. Здесь важно понимать, что сократится не число "бомбил", просто они в массовом порядке будут переходить на газ. Стоимость нового оборудования — от 1,8 миллиона сумов и выше. Соответственно, эти расходы лягут на потребителей.
Возможен рост цен и на отдельные потребительские товары из-за увеличения стоимости транспортной составляющей. Многие компании, особенно в мелкой рознице, еще до сих пор не перевели свой автопарк на газ, поэтому увеличение стоимости бензина ляжет бременем на покупателей. То же самое касается и производителей товаров, которые также из-за увеличения своих расходов могут повысить цену продукции.