ТАШКЕНТ, 20 янв — Sputnik. Генеральная прокуратура и МИД РФ выясняют основания перевода россиянина Равиля Мингазова из американской военной тюрьмы Гуантанамо в ОАЭ под контроль правительства этой страны, сообщили в пресс-службе надзорного ведомства.
"Представители Генеральной прокуратуры РФ совместно с представителями российского МИДа выясняют обстоятельства и основания перевода Равиля Мингазова из Гуантанамо в ОАЭ", — сказали в Генпрокуратуре.
При этом минувшим летом сообщалось, что Мингазов, который уже полтора десятилетия содержится в Гуантанамо, попросил о переводе в другую тюрьму. Связан ли его перевод в ОАЭ с этой просьбой, пока неясно.
Власти США утверждают, что Мингазов до 2001 года служил в российской армии, после чего присоединился в Узбекистане к радикальным исламистам, связанным с "Аль-Каидой", а также прошел подготовку взрывному делу и изготовлению отравляющих веществ в Афганистане. В 2002 году Мингазов был без суда и следствия заключен в Гуантанамо.
Тюрьма в Гуантаанамо — лагерь для лиц, обвиняемых властями США в различных преступлениях, в частности, в терроризме, ведении войны на стороне противника, на бессрочно арендуемой США военно-морской базе в заливе Гуантанамо (Куба), в 30 км от одноимённого города.
Тюрьма появилась в январе 2002 года, когда туда были доставлены из Афганистана первые 20 человек, обвиняемых "в участии в боевых действиях на стороне исламских экстремистов" — талибов. С 2002 по 2006 через неё прошло свыше 750 иностранцев, захваченных американскими войсками в ходе операций на территории Афганистана и Ирака. Все они, по утверждению американских военных, участвовали в операциях на стороне "Аль-Каиды" или движения Талибан.
По состоянию на апрель 2006, в тюрьме оставалось 490 узников, из которых лишь десяти были предъявлены официальные обвинения. Большинство — граждане Саудовской Аравии (132 человека), Афганистана (125) и Йемена (107).
21 января 2009 года, на 2-й день пребывания в должности, президент США Барак Обама подписал приказ о расформировании тюрьмы. Лагерь должен был закрыться в течение года. Суды на базе были приостановлены на 120 дней. Однако решение президента не было исполнено, тюрьма продолжает функционировать.