ТАШКЕНТ, 4 фев — Sputnik, Лев Рыжков. Колумнист Sputnik посмотрел продолжение знаменитой эпопеи ужасов и делится содроганиями.
Ловушки прогресса
В ужастиках есть вечные сюжеты, которые всегда будут в ходу. Например, про страшного дядьку с металлическими когтями, который приходит к подросткам во сне. Это ничего, что по-настоящему жутким был только самый первый фильм с юным и неизвестным Джонни Деппом, а дальше пошли уже бредовые вариации. История Фредди Крюгера всегда способна сделать кассу, что в ней ни показывай.
То же и с другим сюжетом, который стал если не вечным, то долгоиграющим не так давно. Это история про страшную видеопленку, посмотрев которую, умираешь ровно через семь дней. А перед смертью видишь, как из колодца на телеэкране вылезает жуткая девочка и — шасть такая к тебе в комнату!
Родилась эта жуткая история под названием "Звонок" на родине видеомагнитофонов, в Японии. Потом в Америке ее тоже сделал режиссер Гор Вербински. И, как ни странно, получилось даже лучше, чем в оригинале, что вообще редкость. А потом — как в театре — прозвенел второй звонок. А вот третьего пришлось ждать аж двенадцать лет.
Как вот теперь героям смотреть страшную запись? Из компьютера, что ли, полезет жуткая девочка? Или из смартфона? Или все-таки из телевизионной панели? Да мало ли еще бытовой техники наизобретали.
Вопрос на самом деле казался практически неразрешимым. Думаю, что по этим поводам ломалось много словесных копий и листалось много каталогов бытовой техники. Но третий "Звонок" был зачем-то все-таки нужен. И вот он — прозвенел.
Гастарбайтер-спаситель
Поэтому делать фильм доверили гастарбайтеру Ф. Хавьеру Гутьерресу. Кто это такой, я, признаться, понятия не имею. Но предыдущая его работа датирована аж 2008 годом и снималась в Испании.
И откуда, спросите вы, все-таки полезла в реальность жуткая девочка? Из телевизора или из утюга?
Скажу так: много откуда. И из телепанели девочка лезет, и из компьютера, и из смартфона, и из микроволновки какой-то — тоже выпрыгивает. В общем, из всего и сразу.
Как нас пугают?
Думаю, пересказывать сюжет нет ни малейшего смысла. Главное, что зловещая девочка Самара из колодца совладала с техническим прогрессом, освоила Интернет и снова вернулась к нам.
Страшный ли фильм? Пожалуй, все-таки да. Есть зловещая, тягостная атмосфера сгущающегося кошмара. Есть какой-никакой маньяк. Ну и моменты появления призраков — тоже, в общем, колоритные.
Но страшнее всего — пугалки-обманки. То есть когда страх не связан с призраком. Вот, например, беседует герой-мальчик с героиней-девочкой по скайпу. И тут на экране (со стороны мальчика) появляются какие-то два мрачных типа и утаскивают его с собой. Зритель думает: "Черт! Что здесь происходит?". Но потом оказывается, что это друзья жениха (точнее, бойфренда). И вот таких пугающих фальстартов — много. Раз пять-шесть так пугают.
Из роликов и сериалов
Бюджет фильма по голливудским стандартам скромный — 33 миллиона. Актеры — вообще неизвестные. Хотя есть пара титульных старикашек, известных в США, но вовсе не у нас. Один из них играет маньяка.
А молодежь — вся из сериалов и рекламных роликов. Главная героиня в исполнении никому не ведомой Лары Уиггинс — девочка отчаянная, моторная, с авантюрной жилкой. Все это на экране передано. Герой-мальчик в исполнении небритого красавчика Алекса Роу — полный придурок. Но так и было нужно.
Недостатки, конечно, есть. Например, некоторые диалоги — хоть стой, хоть падай. То герой в порыве нежности может сморозить что-нибудь напыщенное. То героиня со словами: "Твой запах останется со мной", — забирает у мальчика футболку и идет себе, нюхает. Это оправданно, если как-то потом отыгрывается в сюжете. Если, допустим, набросит она пропахшую бойфрендом футболку привидению на кудлатую голову… Но ничего подобного. Просто нюхает героиня. Без всякого развития.
Ну, а в целом, думается, испанский режиссер-гастарбайтер Ф. Хавьер Гутьеррес свой сложный экзамен все-таки сдал. Не безупречно. Но примерно на семь баллов из десяти. Так что, перефразируя старинную театральную реплику, скажем: "Бояться подано!".