Оба ведущих государства Средней Азии наконец-то поняли, что они нужны друг другу.
Пора дружить
После прихода к власти президент Шавкат Мирзиёев взял курс на резкое улучшение отношений со своими соседями по Средней Азии, и прежде всего с Казахстаном.
Диалог с Казахстаном, в отличие от отношений с Таджикистаном и Кыргызстаном, не отягощен болезненными вопросами. В отношениях стран не было ни водной проблемы, ни острых межэтнических отношений.
В основном президенты Каримов и Назарбаев соревновались за статус регионального лидера.
После ухода Каримова больше никто не может оспаривать у Нурсултана Назарбаева статус дипломатического дуайена. К тому же, благодаря реформам и углеводородам Казахстан в два раза опережает Узбекистан по показателю реального ВВП и в четыре — по ВВП на душу населения.
"Между Узбекистаном и Казахстаном сегодня нет нерешенных проблем, ни территориальных, ни пограничных, ни политических, ни экономических. Мы открыты для благих дел на пользу наших народов", — сказал Нурсултан Назарбаев.
Собственно, Шавкат Мирзиёев намерен наполнить этот чистый лист прежде всего экономическим сотрудничеством, дабы провести обещанные им либеральные реформы и резко поднять уровень жизни в Узбекистане.
Ожидает узбекистанских реформ и казахстанский бизнес — ему не терпится поучаствовать в приватизации узбекистанских госактивов. К тому же, Астана и Ташкент намерены резко поднять объемы взаимных инвестиций.
Председатель торгово-промышленной палаты Узбекистана Алишер Шайхов обещает увеличить казахстанско-узбекистанский товарооборот с 2 до 5 миллиардов долларов.
Во время визита стороны уже подписали около 50 соглашений на сумму почти в миллиард долларов.
"Мы принимаем все меры для взаимодействия наших стран. На границе с Узбекистаном планируется открытие двух дополнительных пунктов пропуска, а также перевод на круглосуточный режим работы трех действующих автомобильных пунктов пропуска", — сообщил министр по инвестициям и развитию РК Женис Касымбек.
Полно проблем
Сам президент Мирзиёев признает, что регион полон проблем — не определенные до конца границы, слабость транспортных коммуникаций, экологические проблемы, нерациональное использование водных ресурсов.
В то же время на сегодняшний день Ташкент и Астана — наиболее ответственные и сильные игроки в регионе.
Назарбаев — стратегический партнер ключевой страны для Средней Азии — России. Узбекистан же — лидер по численности населения и качеству вооруженных сил.
Тем временем другие страны региона запутались в своих проблемах. Кыргызстан находится в состоянии внутреннего бурления — президент Алмазбек Атамбаев анонсировал тотальную смену властных элит после осенних выборов, и в стране уже разворачивается борьба за власть с традиционными митингами, посадками и скандалами.
Поэтому от сотрудничества Ташкента и Астаны зависит будущее региона: и защита его от внешних угроз в виде Афганистана, и оборона от внутреннего врага — исламского радикализма.
Это прекрасно понимает Шавкат Мирзиёев.
"Узбекистану и Казахстану, которые несут особую ответственность за сохранение мира и стабильности, благополучия и спокойствия во всем нашем большом регионе, чрезвычайно важно выработать единые подходы по своевременному реагированию и предупреждению возникающих вызовов и угроз. Мы об этом тоже в узком кругу договорились, о встрече правоохранительных органов", — пояснил Мирзиеев.
При этом говорить о том, что Ташкент возьмет на себя роль "переговорщика" для урегулирования проблем в регионе, нельзя — этому мешает груз проблем в отношениях с Таджикистаном и Кыргызстаном. Но в будущем Узбекистан может стать в регионе лидером.
Тесное сотрудничество Ташкента и Астаны вызывает в Москве чувство удовлетворения, потому что снимает часть хлопот, коих сегодня у России немало — начиная от проблем в отношениях с США, нестабильности на Украине и заканчивая конфликтом в Сирии.
Ташкент же продолжает аккуратную внешнюю политику, и грядущие визиты в Москву и Пекин, скорее всего, только укрепят многовекторную политику Узбекистана, которой придерживался Ислам Каримов и которой следует Шавкат Мирзиёев.
В сторону ЕАЭС
Помимо безопасности в сотрудничестве Узбекистана и Казахстана есть и важный внешнеэкономический аспект.
"Для нас Казахстан — это не только новый рынок, но и возможность работать совместно для выхода на третьи рынки. Причем не только в СНГ. Сейчас обсуждаем вопросы совместного выхода на китайский, европейский, американский и африканский рынки", — заявляет Алишер Шайхов.
Среди сфер кооперации — нефтехимия, сельское хозяйство и другие.
"Любые крупные региональные проекты транспортно-коммуникационного и энергетического характера невозможны без активного взаимодействия между странами региона и высокого уровня их интегрированности", — подчеркнул Шавкат Мирзиёев.
Однако для начала сторонам все-таки нужно хотя бы закрепиться на евразийском рынке, и, опять же, тут нужно сотрудничество и взаимопонимание.
Власти Узбекистана уже обещают резкое (почти в полтора раза) увеличение поставок плодоовощной продукции, и учитывая, что больше половины всех поставок приходится на российский рынок, Ташкенту необходимо договариваться с Астаной о выгодных для обеих стран условиях транзита.
Судя по всему, проявлять понимание стороны более чем готовы. К тому же, лидеры стран прекрасно понимают, что чем государство богаче и чем более оно развито, тем меньше у него шансов пасть жертвой радикализма.