Игорь Николайчук, политолог, медиаэксперт — специально для Sputnik
В российских и зарубежных СМИ появилась новая мода — представлять страны Центральной Азии как рассадник терроризма, откуда эта зараза в лице трудовых мигрантов расползается по всему миру и в первую очередь в Россию. Весьма способствует закреплению подобных стереотипов и обязательная в последнее время привязка этих самых среднеазиатских террористов к мутной организации ИГ (запрещена в России), которая уже просто предельно разрекламирована.
Мне представляется, что все это ничего общего с реальностью не имеет. Почему — давайте разбираться.
Начать, наверное, придется с ИГИЛ. Морфология, так сказать, описание этого объекта имеется, причем достаточно качественное. А вот удовлетворительная типология, то есть адекватное системное описание ИГИЛ отсутствует — то ли это сетевое государство, то ли квазигосударственная сеть. Ясно одно — ядро комбатантов составляют жители Ирака и ряда других стран региона. Деньги у главарей, судя по всему, есть, причем в избытке. Откуда — большой вопрос, но есть! На деньги вербуют наемников.
Кстати, опять же недавно Дональд Трамп на совместной пресс-конференции с королем Иордании Абдаллой II в Белом доме грозно пообещал, что Соединенные Штаты вместе со своими союзниками уничтожат террористическую организацию "Исламское государство". Это же года полтора назад утверждал и предыдущий президент Соединенных Штатов Барак Обама. На вопрос конгрессменов, как он собирается осуществить столь полезный для человечества проект, Обама с прямотой древнего римлянина ответил: "Не знаю. Я дал задание Пентагону разработать стратегию, которая приведет нас к победе. Я отвел военным год на разработку этого плана. Как только они мне его предъявят, я тут же поставлю Конгресс в известность!".
Плана, как мы понимаем, так и нет, а Дональд Фред Трамп решил сначала разделаться не с террористами, а с сирийскими правительственными войсками. Так что эти самые наемники еще не скоро вернутся домой.
Здесь, мягко говоря, есть некоторая натяжка. Террористические группы или ИГИЛ — есть разница. Впервые ИГИЛ всплыло как организация, ответственная за теракт на территории РФ, только 29 декабря 2015 года. Тогда группой террористов был осуществлен обстрел туристов в Дербентской крепости из автоматического оружия. В результате обстрела погиб один человек и еще 11 получили ранения. Ответственность за теракт взяло на себя руководство ИГИЛ. Даже если это действительно дело рук "подданных Исламского государства", то представить себе проезд до зубов вооруженной банды мигрантов в Дагестан невозможно.
Разумеется, это было дело рук местных террористов.
Наконец, есть еще пресловутый "уроженец Кыргызстана, гражданин РФ, этнический узбек" Акбаржон Джалилов, террорист-смертник, совершивший 3 апреля теракт в Петербургском метрополитене. Следствие еще не закончено, но журналисты уже стали вбрасывать формулировочки: он-де мог быть членом "спящей ячейки" ИГИЛ.
Может быть, Бортников все-таки имел в виду, что мигрантов легко вербовать в России для пополнения рядов ИГИЛ, то есть превращать их в наемников? Это как раз похоже на правду. Деньги мигрантам нужны. За тем и едут. И контроль за ними в России не такой плотный, как на родине. Но это совсем другая история.
Еще много пишут о специфике конфессионального поля Кыргызстана — там много медресе, поэтому ведется широкая пропаганда ислама. Наверняка и пропаганда экстремистских взглядов.
Так, по информации американского Булан-института, в Узбекистане с населением более 30 миллионов человек всего один исламский университет и девять медресе, а в маленьком Кыргызстане с населением всего 6 миллионов насчитывается порядка 112 религиозных образовательных учреждений, в том числе 102 медресе. Институт отмечает, что спонсорами выступают частные предприниматели, зарубежные фонды, а власть в КР самоустранилась от контроля за содержанием "учебных курсов". Тогда как в соседних странах эта сфера находится под контролем государства.
На первом месте, разумеется, Ирак. Россия стоит в этом индексе на 30-м месте. Примерно такие же показатели у Франции, Великобритании, США. Теперь Средняя Азия: Таджикистан — 56-е место, Кыргызстан — 84-е, Казахстан — 94-е, Узбекистан — 117-е. Туркменистан относится к небольшой группе стран, совсем не затронутых терроризмом.