Иннокентий Адясов, политэксперт — для Sputnik
В российской экспертной среде продолжают обсуждать меры, которые могут помочь в борьбе с распространением терроризма.
"Трудовые мигранты начинают составлять основной костяк террористических групп в России", — отметил на заседании Национального антитеррористического комитета директор ФСБ Александр Бортников. По его словам, речь идет о гражданах СНГ, часть из которых проходила подготовку и участвовала в боевых действиях в Сирии и Ираке.
Всем визы?
Может ли введение виз с бывшими советскими республиками реально помочь в борьбе в терроризмом в России?
Здесь надо рассмотреть несколько аспектов. И, прежде всего, правовой.
Кыргызстан — член ЕАЭС, и членство в этом объединении гарантирует кыргызским гражданам свободный въезд в Россию (впрочем, как и в другие страны ЕАЭС).
Таджикистан — член СНГ и ОДКБ; граждане этой страны могут въезжать на территорию РФ без виз и находиться на российской территории до трех лет.
То есть введение визового режима со странами ЦА потребует от Москвы кардинального пересмотра множества соглашений, как двусторонних, так и в рамках интеграционных объединений.
Вряд ли Россия готова заплатить столь высокую политическую цену.
Кроме того, мировой опыт показывает, что потенциальный террорист всегда будет иметь необходимые документы, включая визу, для въезда в страну, избранную целью теракта.
Работа с диаспорами
Специалистам понятно, что, безусловно, нужно усиливать контрразведывательный режим в отношении трудовых мигрантов из ЦА (исходя при этом из того, что подавляющее число мигрантов — все же честные граждане).
И в первую очередь это самая плотная работа с общинами выходцев из Центральной Азии в России.
Санкт-Петербург долгое время мог считаться территорией стабильности, поскольку спецслужбам в этом городе удалось выстроить хорошие рабочие отношения с руководством мусульманских общин. Совместными усилиями удавалось проводить вполне успешную работу на опережение возможных экстремистских проявлений.
Тут уместно сказать несколько слов о мусульманской системе денежных трансфертов, так называемой хавале.
Как видно, при такой системе практически бесполезны те алгоритмы контроля за переводом денег, которые сейчас используют практически все спецслужбы.
Без прямого содействия со стороны руководства общин этот возможный канал финансирования терроризма перекрыть будет очень трудно.
Не секрет, что идеологическая обработка будущих террористов происходит в местах, где проповедуют радикальный ислам. В силу крайней закрытости этого института спецслужбам нелегко контролировать деятельность таких опорных точек терроризма.
Но руководство общин обычно в курсе, кто из их соотечественников постоянно посещает собрания в этих подпольных исламистских центрах. А пресечение подготовки экстремистов — в интересах всех мусульман.
Безусловно, работа по определению возможных потенциальных террористов должна производиться при самом глубоком уважении к основам ислама и традициям его последователей.
Барьер на внешних рубежах
Что необходимо предпринять на внешних рубежах борьбы с терроризмом в СНГ?
Тут могут быть эффективны следующие меры:
— Создание единой базы террористических и экстремистских организаций в странах ОДКБ. Эта база должна включать всю информацию о руководителях и членах этих группировок, об их финансировании.
— Создание на территории юга Кыргызстана специальной антитеррористической базы ОДКБ для введения оперативной работы в очагах возможной угрозы (эта идея активно обсуждалась еще в 2010 году, но потом, по неизвестным причинам, была забыта).
— Проработка предложения по созданию в Узбекистане совместной российско-узбекской структуры по борьбе с возможными джихадистскими угрозами (тема, весьма актуальная и для узбекской стороны), c возможным размещением в Ташкенте представительства российского антитеррористического центра — для лучшей координации деятельности.
— Возвращение на границу стран ЦА с Афганистаном российских пограничников с правом ведения ими оперативной работы.
В общем, специалистам список этих мер известен давно, но, к сожалению, из-за противоречий сторон они так и не были востребованы.
Угроза не только из ЦА
В процессе расследования теракта в метро Санкт-Петербурга могло сложиться впечатление, что регион Центральной Азии сейчас основной в плане потенциальной террористической угрозы для России.
Суждение весьма спорное. К сожалению, угрозы более разнообразны.
К ним можно отнести и боевиков — выходцев из крымско-татарской общины (речь ни в коем случае не идет обо всем этом народе).
По оперативным данным российских спецслужб, сейчас в боевых действиях в Сирии против правительственных войск могут принимать участие до 2000 представителей крымско-татарской национальности.
Ячейки джихадистов стали создаваться при активной помощи турецких спецслужб еще во времена нахождения Крыма в составе Украины.
С началом войны в Сирии значительная часть этих боевиков направилась на Ближний Восток для участия в свержении режима Башара Асада. Но они могут вернуться в любой момент, причем не только в Крым, но и в континентальную Россию.
Большинство из них имеют украинское гражданство, а значит, и безвизовый въезд в РФ.
То есть сейчас российским спецслужбам необходимо в срочном порядке разрабатывать алгоритмы противодействия возможной террористической угрозе со стороны крымско-татарских боевиков, возвращающихся из Сирии.
При этом не стоит забывать, что большая община крымских татар до сих пор находится и в Узбекистане.
Таким образом, реальное взаимодействие в борьбе с джихадизмом нужно не только и даже не столько России, но и всем странам ЦА.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Подписывайтесь на канал Sputnik Узбекистан в Telegram, чтобы быть в курсе последних событий, происходящих в стране и мире.