ТАШКЕНТ, 1 мая — Sputnik. Шахзода Матчанова — популярная узбекская актриса, любимица зрителей во всей Центральной Азии.
Благодаря нашумевшему фильму Ёлкина Туйчиева "Дом для русалок", который с успехом "прокатился" по международным фестивалям, Шахзода — еще и перспективная азиатская актриса для европейских стран. Для этого у нее есть все — талант, знание иностранных языков, весомый актерский багаж и большая трудоспособность.
Мы встретились с ней в Ташкенте, где она живет с родителями со студенческих лет. Семья Шахзоды переехала сюда много лет назад из Нукуса.
Глядя на нее, на первый взгляд, хрупкую и нежную, удивляешься, сколько в ней внутреннего стержня, силы духа и воли, которые постепенно раскрываются в ходе беседы.
Ее кинокарьера началась будто по мановению волшебной палочки, такое случается в киноиндустрии. Однажды на нее обратил внимание режиссер "Узбекфильма" и предложил поучаствовать в пробах. Девушка согласилась, но, к сожалению, пробы не прошла. Спустя какое-то время ее фотографии нашла режиссер Зебо Наврузова и пригласила Шахзоду сниматься в фильме "Апрель-Май".
Однако судьбоносное вхождение в профессию обернулось чередой критики и не всегда корректного отношения со стороны коллег по цеху. Дело в том, что Шахзода Матчанова окончила Университет мировой экономики и дипломатии. За это ее часто и корили, дескать, не с профильным образованием пришла в кино. Но на протяжении 10 лет она продолжала сниматься, получала призы на кинофестивалях, опровергая предвзятое отношение многих, что в кино должны снимать дипломированные режиссеры, а играть в фильмах — профессиональные актрисы.
Сегодня за плечами этой молодой, но, безусловно, талантливой актрисы порядка 30 киноработ.
— Несмотря на то что вы окончили один из самых престижных вузов Узбекистана, где учатся будущие дипломаты страны, в кино вы все-таки не совсем случайный человек. Ваши дедушка и мама тоже творческие люди?
— Да, вы правы. Мои мама, дедушка и бабушка творческие люди. Тем не менее я никогда не мечтала стать актрисой, никогда не стремилась к этому. Помню, еще училась на первом курсе института, и моя мама предложила попробовать свои силы в кино. Она сама актриса, но ради нас с братьями когда-то приняла решение уйти из профессии, посвятить жизнь детям. И я очень благодарна маме, что она когда-то посеяла во мне мысль, что я могу сниматься в кино. Но я долго от этого отмахивалась.
Твердо верила, что из меня выйдет хороший юрист, пропускала мимо ушей мамины предложения поучаствовать в кастингах или хотя бы отнести фотографии в "Узбекфильм", где у родителей были друзья.
Всегда отвечала: "Это не мое, и я не хочу, чтобы меня совали в какие-то проекты, еще и через знакомых!". Я этого категорические не приемлю. Но жизнь меня все равно забросила в кино, без которого теперь нет мне покоя.
Будучи студенткой, мы с однокурсницами решили пойти в театр Алишера Навои. И в фойе театра встретились с Зульфикаром Мусаковым и его женой. Из всех девчонок он заприметил меня. Помню, сказал: "Одна не приходи, с мамой или папой обязательно!".
Идя домой в тот вечер, я впервые поняла: судьба снова мне посылает сигнал, надо все-таки сходить на кастинг.
На тот момент пробы я не прошла, но мои данные остались в актерском отделе, и буквально через 3-4 месяца фотографии увидела Зебо Наврузова, которая пригласила меня на пробы.
В Каракалпакстане все до сих пор помнят и вспоминают моего дедушку — народного артиста Каракалпакстана, Узбекистана и Башкирии Байрама Матчанова. Он очень красиво пел, также снимался в кино. Но детские воспоминания о доме бабушки и дедушки связаны с музыкой. Именно они привили к ней любовь.
— А Нукус каким запомнился? Вы ведь там выросли?
— Это место, где я получила все самое лучшее. Очень люблю город своего детства, культуру, менталитет каракалпакского народа. Несомненно, во мне все это есть, чем я очень горжусь.
— А трагедия Арала коснулась вашей семьи? Может быть, остались в памяти какие-то горькие воспоминания, связанные с последствиями этой катастрофы?
— Для каждого жителя Каракалпакстана тема Арала — самая больная. Аральская катастрофа разворачивалась еще до моего рождения, но, безусловно, она кардинально поменяла жизнь народа Каракалпакстана.
Прежде всего это проблема с питьевой водой, изменение климата, природы. Но самое главное, что меня всегда удивляло и восхищало, — это дух людей, стойкость перед лицом катастрофы. И основой этой внутренней силы являются богатые традиции, высокая культура, искусство.
— Вы сыграли роль в документальном фильме "Кирк киз" ("Сорок девушек") на основе каракалпакского эпоса. Он повествует об отважных женщинах-воительницах, вышедших защищать родные земли. Для вас важны такие работы?
— Конечно. Но скажу, что картина еще не вышла в эфир. Это 15-минутный документальный фильм, снятый специально для каракалпакского телевидения. Я надеюсь, что со временем и узбекское телевидение покажет этот фильм.
— В этом году исполнятся десять лет вашей кинокарьере…
— Да, вы правы, но я об этом даже не задумывалась. Кино — моя жизнь, по-другому я ее уже себе не представляю. И в первую очередь благодарю свою маму и Зульфикара Мусакова, с чьей легкой руки, а точнее, зоркого глаза, я попала сюда.
— Кстати, вы ведь все-таки попали на съемочную площадку к Мусакову?
— Когда первые съемки состоялись, Зульфикар-ака не вспомнил меня сразу. Я ему сама напомнила ту историю в театре. Мы посмеялись, что все-таки встретились на съемочной площадке, несмотря ни на что. Надеюсь, что он хоть чуть-чуть гордится тем, что это именно он первым приметил меня для кинематографа.
— Но ведь не все так гладко было в новой стезе. Знаю, что многие критиковали вас. Напоминали, что вы актриса без профильного образования?
— Конечно, было такое. Я помню, не буду называть имена этих актеров, которые в мою сторону и других актрис моего возраста кидали камни. Для них мы были девочками с улицы, непрофессиональными актрисами. В начале было неприятно, расстраивалась. Но потом сама себя успокаивала.
Когда меня преследуют неудачи или что-то случается, будь то разочарование в человеке, предательство, я всегда говорю: "Все, что ни делается — все к лучшему". Поэтому те разочарования, которые я пережила в своей жизни, — а их было немало, — я их отодвигаю, не храню в себе.
Я думаю, что каждый человек может заниматься тем, чем он хочет, лично я не осуждаю. Есть режиссеры, которые без профильного образования снимают фильмы, и на эти фильмы идут люди.
Сейчас надеюсь, что отношение у коллег постарше ко мне поменялось. Хотя это их право думать так, или как-то иначе.
Невозможно все запрещать, пусть снимают кино, пусть пробуют те, кто хочет там сниматься. Если это их, они со временем научатся делать хорошее кино, будут совершенствоваться. Без этого нельзя. Ведь это очень редкие случаи, когда молодые режиссеры, пусть и с профильным образованием, или актрисы, сразу все делали на отлично. Все проходят свою школу профессионального становления.
— Не могу не спросить о фильме "Дом для русалок" Ёлкина Туйчиева. Это ведь ваше первое сотрудничество с этим режиссером, как работалось?
— Это проект сразу четырех стран — Узбекистана, Казахстана, России и Эстонии. Как только мне попал в руки сценарий, я не раздумывая согласилась, потому что Ёлкин для меня один из самых лучших режиссеров.
До съемок, признаться честно, я очень нервничала. Переживала: справлюсь — не справлюсь? Роль абсолютно противоположная моему характеру, за всю кинокарьеру я ни разу не играла таких героинь. Самал, так зовут девушку, которую я играла, — взбалмошная, агрессивная девица, по-другому нельзя о ней сказать, да еще и бывшая наркоманка. А если вы вспомните роли, которые я в основном играла, это романтичные особы, или обиженные судьбой девушки, которые всегда верили в хорошее, в добро и мир во всем мире.
Кроме всего этого, в "Доме для русалок " был подобран очень высокопрофессиональный состав, это не только актеры, но и операторы, монтажеры, администраторы.
К моему удивлению, я очень быстро нашла общий язык с режиссером. И что меня поразило, он никогда не повышал голос на съемочной площадке. Если что-то было непонятно, он ловко оказывался подле тебя и буквально в двух словах объяснял, что нужно делать.
Для мня этот проект очень дорог, я поездила с ним по кинофестивалям, открыла для себя другую сторону кино. Но самое главное, проект дал мне возможность сблизиться с человеком, которого я очень уважаю за талант, человечность. Это такие качества, которые, увы, сегодня становятся редкостью. Все это я говорю об Ёлкине Туйчиеве. Он показал другой принцип взаимодействия актера и режиссера, где диалог происходит на интуитивном уровне. Туйчиев открыл для меня мир актрисы, которая должна сниматься в достойном кино.
— То есть были недостойные работы?
— Нет конечно. Каждая моя работа ценна для меня. Речь идет о новой профессиональной планке. Я уже не могу играть героиню, которую играла десять раз, неинтересно.
Сценариев предлагают много, но я стала избирательней. Мне не интересно играть невестку, которая не может найти общий язык со свекровью, или девочку, страдающую от неразделенной любви.
Сейчас я занимаюсь больше вопросами духовного роста, читаю, занимаюсь йогой, путешествую, слушаю музыку. Набираюсь, так сказать, силами, чтобы быть готовой к новым, большим работам.
— Значит, все-таки проблема с хорошими сценариями не решается. Их по-прежнему не хватает?
— Увы, это так. Хороших сценариев очень мало, лучше я не буду играть вообще, меня не будет на экранах год-два, чем буду играть те роли, от которых я не получаю актерского удовольствия и нет профессионального роста.
Мне совсем не в удовольствие вставать рано утром и думать, что сегодня будем снимать такой-то эпизод, а такое стало происходить, когда роль неинтересна, или ты уже играла подобное.
— А чем запомнилась "Общага", кыргызский сериал?
— Я снималась в одном из сезонов этого молодежного сериала. Изначально его создатели планировали, что он будет центральноазиатским, но были на тот момент проблемы, которые не позволили ему выйти на кинорынки других стран Центральной Азии, в том числе Узбекистана. Меня часто спрашивают, почему я согласилась участвовать в этом проекте?
Во-первых, он интересный, во-вторых, он о дружбе народов, соседствующих на протяжении многих веков стран, в-третьих, поднятая тема студенческой жизни — общая для молодого поколения, и здесь уже не важно, где ты живешь.
Сериал пропагандировал дружбу, поэтому я с удовольствием согласилась.
И как приятно было, когда в мае прошлого года фильм "Дом для русалок" был удостоен национальной премии Кыргызстана как лучший фильм в Центральной Азии. А в этом году моя коллега, актриса Феруза Саидова была признана лучшей актрисой Центральной Азии.
— Вы недавно вышли замуж. Как вам дается семейная жизнь?
— Мир замужней женщины кардинально отличается. Но мне легко было входить в семейное положение, потому что, наверное, мой брак создавался по любви. Я человека знала хорошо, мы постепенно к этому шли. Это удача моей жизни, что муж попался такой же, как я, по характеру. А остальное уже несложно.
— Вы по знаку зодиака лев, однако многие ваши коллеги по актерскому цеху и журналисты характеризуют вас как большую скромницу. Когда же в вас просыпается этот хищник?
— О, вы правы! Я лев, и все, что я когда-либо читала про этот знак зодиака, все сходится.
Наблюдая за друзьями и подругами, которые так же, как и я, по знаку зодиака львы, нахожу, что нам присуще чувство справедливости. Кстати, именно поэтому я еще в школе решила для себя, что станут юристом и буду защищать людей. В школе я часто вставала на защиту слабых. И тогда, и сейчас я выступаю за справедливость. Не боюсь говорить правду.
— А родственники, кстати, как посмотрели на решение пойти на дипломата учиться?
— Решение поступать в Университет мировой экономики и дипломатии пришло буквально накануне сдачи документов. Мне подсказала моя учительница, с которой я готовилась к поступлению в юридический институт. Она мне посоветовала идти туда, потому что в этом вузе есть факультет международного права. Однако поступила я на международные отношения.
Никто не знал, куда именно я собираюсь поступать, кроме мамы. Все знали о моей мечте, но куда именно я сдала документы, было секретом.
Я никогда не жалела, что отучилась в университете дипломатии, потому что это огромная школа. Пять лет моей жизни прошли очень быстро, те знания, которые я получила, интересы, которые открыла для себя в студенческие годы, — все это пригодилось и помогает мне по жизни.
— А ваша мама, которая когда-то получила актерские образование, помогает вам профессиональными советами?
— Мама помогала, привозила-увозила, по пробам со мной ходила, поддерживала и давала советы, как вести себя перед камерой, что делать, что лучше избегать. Сейчас мама, глядя на мою сложившуюся кинокарьеру, думаю, очень счастлива.
— Потому что ее грезы о кино все-таки реализовались?
— Мне многие об этом говорят, что мамины мечты были очень сильными, чтобы не стать явью.
— Вы бы хотели, чтобы ваши дети пошли по этой стезе?
— Я не буду сопротивляться, если дети захотят посвятить жизнь кино или театру. Как всегда говорит Зульфикар Мусаков: "Актеры — это лекари души". Это очень достойная профессия.
— Но ведь это вечная эмоциональная борьба с самим собой, критика, а еще бывают дни затишья?
— Этим и интересна профессия актера, когда твоя жизнь пестрит событиями: сегодня — одно, завтра — другое. Когда я снялась в первом фильме, потом был год творческого отдыха, и меня вдруг снова пригласили на пробы. Вот тогда уже я понимала, что, если пойду, должна буду сделать свой окончательный выбор. Либо идти по профессии, либо уже серьезно заняться актерской деятельностью.
И принять это решение мне помогла вузовская практика. Помню, как сидела в офисе и перебирала документы, а в голове крутилась мысль: жизнь актера — это череда ярких событий, эмоций. Я понимала, чтобы добиться успехов на поприще юриста, нужно пахать всю жизнь, в кино — многое решает дело случая и удача. Мне с самого начала повезло, было бы глупо бросить все и закрыть дверь в кино. И еще: я внутренне настолько спокойный человек, что мне не хватает тех эмоций, которые дает кино.
— А с вами случается такое, что хочется похулиганить?
— Конечно, открыла для себя парасейлинг. Это полет на парашюте за катером. Люблю адреналин, эмоционально переживать все те острые моменты, за которые еще больше любишь жизнь.
Когда случаются застои в работе, я начинаю безумно скучать по тем чувствам, которые можно выплеснуть на съемочной площадке.
— И в такие моменты, наверное, спасает йога?
— Йога — это мое самое любимое времяпрепровождение. Безусловно, она помогает. Но когда пару лет тому назад я собралась на йогу, была главная цель — стать более гибкой. Потому что я сама по себе очень не гибкий человек, только из-за этого я пошла в йога-клуб. А потом уже пришло открытие другого мира, йога меняет тебя изнутри.
Сейчас я без нее абсолютно не могу, и когда приходится уезжать из Ташкента, мне очень трудно оставлять мои занятия в клубе.
Кроме этого, хожу в тренажерный зал. Некоторые люди заставляют себя, я же нет, с удовольствием туда хожу. Зал на какое-то время отключает тебя от реального мира, дает остаться с собой наедине. И еще я поняла, что люблю физический труд.
— В одном из интервью вы признались, что хотели когда-нибудь заняться режиссурой. Какой бы фильм сняли, о чем?
— Я действительно об этом думаю. Но понимаю одно: чтобы стать режиссером и снимать свое кино, еще очень много всего предстоит пройти. Прежде всего нужно дойти до того уровня актрисы, после которого можно сказать: "Да, все, можно начинать снимать свое кино". Поэтому сейчас больше совершенствую свое мастерство.
А мечтаю я снять фильм об Арале, есть даже готовый сценарий, он был написан совместно с моей мамой. Надеюсь, что удастся его реализовать.
Подписывайтесь на канал Sputnik Узбекистан в Telegram, чтобы быть в курсе последних событий, происходящих в стране и мире.