ТАШКЕНТ, 4 мая — Sputnik. Деятельность нового президента Узбекистана Шавката Мирзиёева сегодня оценивают по-разному. Кто-то готов носить главу государства на руках за то, что он практически каждый день перетряхивает то один, то второй пыльный чулан, доставшийся от правления Ислама Каримова. Другие говорят, что в пылу такого реформаторства можно наломать еще больших дров. Время покажет, кто прав, но вот в одном все едины: главным итогом правления Мирзиёева стали созданная им виртуальная приемная и ее своеобразные филиалы в регионах — народные приемные.
Сухая статистика
В конце сентября прошлого года тогда еще временно исполняющий обязанности главы Узбекистана и одновременно премьер-министр Шавкат Мирзиёев практически потряс узбекскую политическую модель, уже как 25 лет оторванную от народа, создав Виртуальную приемную, которая напрямую принимала жалобы от граждан, минуя многочисленных чиновников, и доносила их до президентского аппарата. Результат оказался шоковым — большинство чиновников были настолько далеки не только от решения, но даже понимания реальных людских проблем, что впору было увольнять процентов 60-70% госслужащих.
За прошедшее время в Виртуальную приемную было направлено свыше 748,9 тысячи жалоб и просьб граждан, из которых на сегодняшний день рассмотрено около 90% или чуть более 679,7 тысячи.
Но что стоит за этой сухой статистикой, попробовали разобраться корреспонденты Sputnik.
Люди жаловались, проблемы доходили до "верхов", те в свою очередь спускали необходимые распоряжения и указы до среднего и низшего чиновничьего звена, и вот тут-то и начиналась свистопляска. Президент отдавал команду, а вот как ее "правильно", реализовывать придумывали те же чиновники, поэтому многие хорошие инициативы больше чем на половину теряли свою эффективность.
Те же пенсионеры, радовавшиеся в первое время, получили огромные очереди, которые приходится отстаивать старым людям для получения своих денег. И ведь никому не было до этого дела, пока опять сверху не сказали — развозите деньги по домам, организуйте списки, обзванивайте пенсионеров заранее. И так по каждому направлению.
Как следствие, главе государства приходится пачками снимать министров, хокимов, не говоря уже о рядовых чиновниках, менять их местами, но, к сожалению, проблем с бюрократическим аппаратом меньше не становится, он вольно или невольно торпедирует большую часть инициатив президента.
Другая сторона медали
В первые месяцы работы виртуальных приемных в Узбекистане не было хуже "пугалки" для чиновников, чем заявление "я буду писать в приемную президента". На что только не шли чиновники, чтобы обычный гражданин из какого-нибудь села не писал в Ташкент о местных проблемах, так как в результате можно было не только выговор получить, но и без места остаться.
Чиновники, врачи, руководители учебных заведений буквально умоляли всех решать проблемы на местном уровне и не писать в центр. В школах, например, даже проходили родительские собрания, где объясняли, что с проблемами надо идти к директору, а не к президенту.
Руководящий сотрудник одного из столичных родильных домов, которые в свое время справедливо критиковал глава государства, сообщил Sputnik, что ежедневно на них готовится 2-3 жалобы, большая часть которых связана с субъективными причинами — соседку осматривают лучше, к ней внимательнее относятся, врачи не уделяют должного внимания, и так далее, и тому подобное.
Доходит и вообще до маразма. В поликлинике одного из районов Ташкента рассказали такой случай: на прием пришел ветеран, которого должны были пропустить к врачу без очереди. Все бы так и было, но, к сожалению, в тот момент врач осматривал молодого парня, который сломал ногу, и просто не мог бросить его и переключиться на ветерана. Тем не менее супруга ветерана написала жалобу и дала ход разбирательству по этому делу.
На собственном опыте
Sputnik решил на своем опыте испробовать работу приемной, тем более и случай удобный подвернулся: родителям нашего корреспондента необходимо было пойти осмотр в районной поликлинике, где собралась большая очередь. Пожилые люди ждали, следуя за своей очередью. Однако через некоторое время стало понятно, что медсестры заводят к врачу некоторых "своих" людей без очереди. На возмущение никто из них не реагировал, бросая "пиши, куда хочешь".
Народные приемные уже помогли не одной сотне тысяч узбекистанцев, обиженных чиновниками, и точно можно сказать, что они продолжат быть эффективными. Но проблема в том, что нерадивые чиновники быстро привыкают к контролю и находят способы, чтобы не только заработать, но и самоутвердиться за чужой счет.
Подписывайтесь на канал Sputnik Узбекистан в Telegram, чтобы быть в курсе последних событий, происходящих в стране и мире.