Общество

Что мешает эффективной работе народных приемных Мирзиёева?

© Sputnik / СтрингерСайт виртуальной приемной президента Узбекистана Шавката Мирзиёева
Сайт виртуальной приемной президента Узбекистана Шавката Мирзиёева - Sputnik Узбекистан
Подписаться на
Yandex newsTelegram
Корреспондент Sputnik на собственном опыте убедился, что виртуальные приемные часто помогают бороться с последствиями, а не решать саму проблему

ТАШКЕНТ, 4 мая — Sputnik. Деятельность нового президента Узбекистана Шавката Мирзиёева сегодня оценивают по-разному. Кто-то готов носить главу государства на руках за то, что он практически каждый день перетряхивает то один, то второй пыльный чулан, доставшийся от правления Ислама Каримова. Другие говорят, что в пылу такого реформаторства можно наломать еще больших дров. Время покажет, кто прав, но вот в одном все едины: главным итогом правления Мирзиёева стали созданная им виртуальная приемная и ее своеобразные филиалы в регионах — народные приемные.

Сухая статистика

В конце сентября прошлого года тогда еще временно исполняющий обязанности главы Узбекистана и одновременно премьер-министр Шавкат Мирзиёев практически потряс узбекскую политическую модель, уже как 25 лет оторванную от народа, создав Виртуальную приемную, которая напрямую принимала жалобы от граждан, минуя многочисленных чиновников, и доносила их до президентского аппарата. Результат оказался шоковым — большинство чиновников были настолько далеки не только от решения, но даже понимания реальных людских проблем, что впору было увольнять процентов 60-70% госслужащих.

Подпись документов - Sputnik Узбекистан
Экономика
Создание народных приемных обойдется Узбекистану в 14,6 млрд сумов
Поэтому спустя три месяца уже в должности полноправного главы государства Мирзиёев своим указом расширил полномочия этого механизма, поручив создать народные приемные президента в каждом городе и районе страны. Сказано — сделано, буквально в считаные недели по всей стране как грибы стали вырастать приемные, в которые бросилось жаловаться обиженное чиновниками население. Интересно, что тертые чиновники быстро сориентировались и здесь, начав наперебой заявлять об открытии собственных виртуальных приемных при своих организациях.

За прошедшее время в Виртуальную приемную было направлено свыше 748,9 тысячи жалоб и просьб граждан, из которых на сегодняшний день рассмотрено около 90% или чуть более 679,7 тысячи.

Но что стоит за этой сухой статистикой, попробовали разобраться корреспонденты Sputnik.

Работа за компьютером - Sputnik Узбекистан
В виртуальную приемную Мирзиёева чаще всего жаловались на МВД
Действительно, появление приемных стало настоящей панацеей для населения, проблем которого не замечали местные чинуши, особенно в регионах. Именно благодаря деятельности приемных в стране сдвинулось дело с адовыми кругами, которые проходили пенсионеры, чтобы получить свою пенсию наличными деньгами. В результате глава государства распорядился выдавать пенсии наличными, однако вот здесь и обозначилась первая проблема созданной системы.

Люди жаловались, проблемы доходили до "верхов", те в свою очередь спускали необходимые распоряжения и указы до среднего и низшего чиновничьего звена, и вот тут-то и начиналась свистопляска. Президент отдавал команду, а вот как ее "правильно", реализовывать придумывали те же чиновники, поэтому многие хорошие инициативы больше чем на половину теряли свою эффективность.

Те же пенсионеры, радовавшиеся в первое время, получили огромные очереди, которые приходится отстаивать старым людям для получения своих денег. И ведь никому не было до этого дела, пока опять сверху не сказали — развозите деньги по домам, организуйте списки, обзванивайте пенсионеров заранее. И так по каждому направлению.

Как следствие, главе государства приходится пачками снимать министров, хокимов, не говоря уже о рядовых чиновниках, менять их местами, но, к сожалению, проблем с бюрократическим аппаратом меньше не становится, он вольно или невольно торпедирует большую часть инициатив президента.

Другая сторона медали

В первые месяцы работы виртуальных приемных в Узбекистане не было хуже "пугалки" для чиновников, чем заявление "я буду писать в приемную президента". На что только не шли чиновники, чтобы обычный гражданин из какого-нибудь села не писал в Ташкент о местных проблемах, так как в результате можно было не только выговор получить, но и без места остаться.

Чиновники, врачи, руководители учебных заведений буквально умоляли всех решать проблемы на местном уровне и не писать в центр. В школах, например, даже проходили родительские собрания, где объясняли, что с проблемами надо идти к директору, а не к президенту.

Работа за компьютером - Sputnik Узбекистан
В виртуальную приемную Мирзиёева чаще всего жаловались на МВД
Однако спустя время эта тенденция стала гипертрофироваться — люди писали в приемную, потому что врач не так посмотрел, неласково провел осмотр, чиновник обслуживал посетителя недостаточно вежливо. Кто-то просил починить крышу в своем коровнике, а кто-то даже найти хорошего мужа. Люди стали не только засыпать приемные откровенно мелочными и местечковыми вопросами, но и использовать ее в качестве давления на тех, кто им просто не нравился.

Руководящий сотрудник одного из столичных родильных домов, которые в свое время справедливо критиковал глава государства, сообщил Sputnik, что ежедневно на них готовится 2-3 жалобы, большая часть которых связана с субъективными причинами — соседку осматривают лучше, к ней внимательнее относятся, врачи не уделяют должного внимания, и так далее, и тому подобное.

Доходит и вообще до маразма. В поликлинике одного из районов Ташкента рассказали такой случай: на прием пришел ветеран, которого должны были пропустить к врачу без очереди. Все бы так и было, но, к сожалению, в тот момент врач осматривал молодого парня, который сломал ногу, и просто не мог бросить его и переключиться на ветерана. Тем не менее супруга ветерана написала жалобу и дала ход разбирательству по этому делу.

На собственном опыте

Sputnik решил на своем опыте испробовать работу приемной, тем более и случай удобный подвернулся: родителям нашего корреспондента необходимо было пойти осмотр в районной поликлинике, где собралась большая очередь. Пожилые люди ждали, следуя за своей очередью. Однако через некоторое время стало понятно, что медсестры заводят к врачу некоторых "своих" людей без очереди. На возмущение никто из них не реагировал, бросая "пиши, куда хочешь".

Шавкат Мирзиёев посетил Народную приемную в Ташкенте - Sputnik Узбекистан
Народная приемная президента в Ташкенте приняла в гостях главу РУз
Родители нашего корреспондента обратились в народную приемную, где действительно очень быстро отреагировали на инцидент, вызвали врача и медсестер, провели с ними воспитательную беседу. Получается, что проблему вроде бы решили, а корень ее — очереди и коррупционное поведение медсестер — остался за скобками. И сложно дать гарантии, что через пару дней, а может, и часов, ситуация не повторится с новыми людьми. В этом и заключается главный минус — единичные проблемы решаются быстро, но, к сожалению, это не оказывает никого воздействия на систему, порождающую эти проблемы. Она продолжает жить и плодить новые

Народные приемные уже помогли не одной сотне тысяч узбекистанцев, обиженных чиновниками, и точно можно сказать, что они продолжат быть эффективными. Но проблема в том, что нерадивые чиновники быстро привыкают к контролю и находят способы, чтобы не только заработать, но и самоутвердиться за чужой счет.

Подписывайтесь на канал Sputnik Узбекистан в Telegram, чтобы быть в курсе последних событий, происходящих в стране и мире.

Лента новостей
0