ТАШКЕНТ, 11 сен — Sputnik. На вопросы Sputnik отвечает Вероника Никишина, член Коллегии (министр) по торговле Евразийской экономической комиссии.
— Не секрет, что в странах-членах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) на уровне обывателей Россия воспринимается как локомотив, роль которого — стимулировать развитие и финансировать другие страны-члены союза. Но когда Китай активизировал работу по двустороннему сотрудничеству с Казахстаном, Кыргызстаном, Белоруссией, Арменией, многие стали воспринимать китайский "Экономический пояс Шелкового пути" как альтернативу объединению в рамках ЕАЭС. В связи с этим принципиально важен вопрос: насколько эти интеграционные проекты можно считать конкурирующими?
— ЕАЭС — классическое интеграционное объединение, которое строится по принципу свободы перемещения товаров, услуг, финансов и рабочей силы. И развитие идет в направлении максимального облегчения взаимоотношений друг с другом и извлечения максимальных выгод от такого объединения.
А в "Шелковом пути" заложена совершенно другая философия. Это не интеграционный проект, это набор инициатив по взаимовыгодному сотрудничеству и развитию различных проектов между Китаем и другими странами, в том числе — и пятью странами Союза, и ЕАЭС в целом.
То есть даже идеологически это принципиально разные структуры.
Потому неправильно говорить о конкуренции, можно говорить о взаимном дополнении интересов, которые извлекает каждый из участников из членства в ЕАЭС и одновременно — в проекте "Пояс".
Не секрет, что инфраструктура, в том числе транспортная, в наших странах устарела, она требует модернизации. Поэтому использование и национальных средств, и средств партнеров, и средств Китая на развитие инфраструктуры — абсолютно логичная выгода.
— О возможности сопряжения проектов ЕАЭС и "Пояс" на высшем уровне было заявлено еще в 2015 году. Есть какие-то конкретные результаты в этом процессе?
— Да, конечно. От момента политического объявления о сопряжении прошло всего два года с небольшим, но за это время удалось достичь заметных успехов.
Сопряжение идет в двух плоскостях. Первая плоскость — это регуляторика. Надо понимать, что у ЕАЭС и Китая нет никакой регуляторной базы. Отношения каждой из наших стран с Китаем строятся по уже сложившимся нормам, но у союза в этих отношениях правовой базы еще нет.
Вторая часть — это непосредственно сами проекты, для которых создается регуляторика.
Здесь тоже развернута работа, как на национальных, так и на наднациональном уровнях, по идентификации и кое-где уже реализации проектов, представляющих совместный интерес. В основном это инфраструктура, есть и производство. Пока, скорее, это все-таки двусторонние контакты, например, вложения Китая в "Великий камень" в Беларуси.
В инфраструктурных проектах больше просматривается совместный интерес всех стран Союза. У нас формируется банк данных таких проектов, и в соглашение мы закладываем раздел, который будет стимулировать реализацию конкретных инициатив сотрудничества в самых разных сферах.
— Реализуя проект "Пояс", Китай приходит в страны как инвестор. И его принимают с распростертыми объятиями. Есть ли у России необходимость и способы повысить привлекательность ЕАЭС для участников союза?
— Мне представляется, что никогда не следует останавливать работу по повышению привлекательности как страны, так и союза в целом.
Но давайте подумаем: что такое привлекательность? Привлекательным интеграционное объединение становится тогда, когда каждый житель извлекает выгоды из участия в этом объединении через повышение своего благосостояния.
Повышать привлекательность нашего союза можно разными способами. Прямым — в виде вливания денег. Но это очень лобовой и примитивный вариант. В первую очередь обыватели должны получать ощущение выгоды от функционирования союза. А это как раз и происходит за счет устранения барьеров, получения прибыли, свободного доступа к рынкам друг друга.
— Коль скоро мы заговорили о свободном доступе, насколько на территории ЕАЭС реализован принцип "четырех свобод" — свободного перемещения товаров, услуг, рабочей силы и капитала?
— В разных аспектах — разный прогресс. Наиболее полно, хотя, конечно, не на 100%, он реализован в перемещении товаров.
Еще на стадии Таможенного союза были сняты все таможенные границы. Много барьеров было устранено, но при этом есть определенные изъятия — например, рынок алкоголя и табака. В целом по товарам работа не останавливается. Наша "Белая книга" по барьерам сконцентрирована в основном на области товаров.
С перемещением рабочей силы проблем никаких нет, есть нюансы. Например, взаимное признание дипломов, или единая система пенсионного обеспечения. Это дополнительные нюансы, не связанные напрямую с перемещением, и их решение сделает неощутимым для каждого жителя, в какой стране союза он живет и работает.
Ведется активное обсуждение перехода к единому финансовому рынку. Пока этот наименее определенный аспект — один из приоритетов нынешнего состава коллегии.
— Возвращаясь к теме сопряжения "Пояса" и ЕАЭС: что более всего мешает прогрессу?
— С точки зрения подходов проблем нет. И мы, и китайские партнеры одинаково понимаем, что это должен быть процесс со взаимным выигрышами, направленный на экономическое развитие.
У нас, наверное, есть проблема, связанная с медлительностью определения конкретных интересов, по которым эти проекты надо развивать. Объективный человеческий фактор.
Иногда еще бывают моменты, связанные с конкуренцией с китайцами. Но там, где есть дополнение, — там только человеческий фактор влияет на скорость процесса.
— Сейчас ЕАЭС ведет переговоры о свободной торговле с семью странами — идет развитие уже не вглубь, а вширь. Какие преимущества заключение этих соглашений может принести конкретно каждой из стран-членов ЕАЭС? Например, Армения явно заинтересована в налаживании отношений с Ираном, Казахстан и Кыргызстан — в отношениях с Китаем. И что для каждой из стран выгодней — соглашение между ЕАЭС и конкретными странами или двусторонние треки?
— Во-первых, не надо смешивать национальные и наднациональные компетенции.
Например, мы говорим про соглашение о свободной торговле, результатом которого является снижение пошлин, и значит — упрощенный доступ на рынки наших партнеров. В силу того, что это наднациональные компетенции, ни одна из стран индивидуально не может проводить такие переговоры. У нас единый тариф на внешнем контуре, поэтому соглашения, которые касаются либерализации пошлин, могут вестись нами только совместно.
Другие аспекты сотрудничества ни в коей мере нельзя игнорировать, например, туризм. Переговоры по этим направлениям не должны прекращаться или противопоставляться тем, что идут на наднациональном уровне.
И второй момент: мы исходим из того, что каждое будущее соглашение, переговоры по которому мы ведем, должно приносить эффект союзу в целом. Если мы будем вести калькуляцию того, какие выгоды получит индивидуально каждая из стран от конкретного соглашения, то мы далеко не продвинемся. В каких-то случаях выгоды больше будет у одних стран союза, в каких-то — у других. Но привлекательность союза в целом складывается из повышения благосостояния каждой из стран.
Поэтому линейная калькуляция — это позиция ущербная.
Мы же команда, мы союз, а не случайная компания из нескольких стран, поэтому выгоды союза складываются из интересов всех участников.
— У России, Армении, Казахстана и Кыргызстана разные обязательства перед ВТО, а Беларусь и вовсе находится в процессе вступления в эту организацию. Как проходит процесс гармонизации этих обязательств?
— Несмотря на то что у четырех стран из пяти разные обязательства, они вмонтированы — не скажу, что гармонизированы, но вмонтированы — в общую правовую систему союза. Мы понимаем, что у Армении и Кыргызстана в связи с их присоединением к союзу обязательства по ВТО требуют пересмотра. Такие переговоры ведутся, созданы переговорные делегации.
Белорусская сторона ведет переговоры по присоединению к ВТО, и мы рассчитываем на то, что нас будут информировать о тех принципиальных элементах обязательств, которые будут затрагивать компетенции союза. Что касается национальных компетенций — это полностью дело белорусской стороны. Мы имеем все основания полагать, что процесс не вызовет будущих осложнений для союза.
В общем, проблемы есть, но это решаемые проблемы.
— Мешают ли антироссийские санкции интеграционным процессам в ЕАЭС?
— Конечно мешают. Чем быстрее растет благосостояние каждой из стран, тем больше ощущается позитивный эффект от интеграции. Любое сдерживание экономического развития России сдерживает развитие союза в целом. Это первый аспект.
Мы видим, какой интерес проявляет европейский бизнес. Ведь при открытии преференций для входа на наш рынок те, кто войдут первыми, завоевывают его гораздо быстрее, и потеснить их будет сложно. По нашим оценкам, европейский бизнес сильно обеспокоен этим.
Подписывайтесь на канал Sputnik Узбекистан в Telegram, чтобы быть в курсе последних событий, происходящих в стране и мире.