…Я шла берегом Дархана к дому подруги — она жила в центре Ташкента, близ красивого парка, который окружал здание ЦК Компартии Узбекистана. Набережная была немноголюдной. Впереди размеренно шагал стройный человек средних лет, в сером костюме. Его фигура привлекала внимание подчеркнутым достоинством, тем, что называется "породой".
Помню, он кивнул в ответ… Это был Шараф Рашидович Рашидов, первый секретарь ЦК Компартии республики, глава Узбекистана тех лет.
Молодые люди мало знают об этом выдающемся человеке, и я напомню: фронтовик-орденоносец, журналист, писатель, известный политик советских времен, первый секретарь Компартии Узбекистана, кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС, депутат Верховного Совета СССР нескольких созывов, член Президиума Верховного Совета СССР с 1970 года… В общем, человек незаурядный, одаренный тонким умом, подчеркнутым чувством собственного достоинства. Да и над внешним обликом Шарафа Рашидовича природа потрудилась с творческим наслаждением — на редкость красивый был человек.
…Он шел по набережной реки один, без охраны (сегодня это трудно представить!), похоже, прогуливался, а может — просто шел на работу (дом был неподалеку). Эта первая моя встреча с Шарафом Рашидовичем осталась, конечно, незабываемой. И не потому, что волей случая я увидела "хозяина" республики в образе обычного человека, гуляющего по набережной. Впечатление произвел его незаурядный образ — от таких людей исходит особая энергетика. Запомнилась еще и некая тень печали на его красивом непроницаемом лице. Чему радоваться — колоссальная ответственность за республику. Да и Кремль все время теребил — хлопка нужно больше, больше! А где взять, если погода не выдалась, год неурожайный?
Вспоминается небольшое ЧП, случившееся летом 1972 года и связанное в приездом в Ташкент Анджелы Дэвис. В то время ее известность в мире достигала небес. Американская правозащитница, социолог, педагог и писательница, деятельница коммунистического движения, она подвергалась преследованиям в США и даже сидела в тюрьме за свои убеждения. В Советском Союзе таких гостей встречали триумфально.
У меня было задание из Москвы взять у Анджелы Дэвис эксклюзивное интервью для АПН. Однако не было никакой возможности даже подойти к ней — охрана окружала ее плотным "кольцом Сатурна".
И вот уже снова Ташкент, кабинет Шарафа Рашидова, обмен мнениями, церемония прощания перед дорогой в аэропорт. По ковровой дорожке Рашидов провожал гостей — Анджелу Дэвис и сопровождавшую ее московскую журналистку Ольгу Чечеткину — до самой "Чайки".
Анджела Дэвис не знала русского языка и не понимала, что происходит. Шараф Рашидович тем временем разговаривал с Ольгой Чечеткиной. Потом они заглянули в машину и спросили меня: "Чего ты хочешь, девочка?". "Взять интервью для АПН у Анджелы Дэвис", — ответила я. Несколько секунд в воздухе висела тишина. Потом Шараф Рашидович сказал: "Оставьте ее, аэропорт у нас недалеко, но для интервью времени хватит ". Так разрешилась ситуация.
Судьба Шарафа Рашидовича Рашидова сложилась трагически. Говорят и пишут многое, но свою Тайну он унес с собой.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Подписывайтесь на канал Sputnik Узбекистан в Telegram, чтобы быть в курсе последних событий, происходящих в стране и мире.