ТАШКЕНТ, 17 ноя — Sputnik. Ташкентский метрополитен в начале ноября отпраздновал свое 40-летие. Sputnik решил не обходить стороной такое событие и узнал интересные факты из жизни столичной подземки.
На наши вопросы ответил Ойбек Худойкулов, заместитель председателя правления АО "Узбекистон темир йуллари", начальник УП "Тошкент метрополитени".
— Какие особенности учитывались при проектировании и строительстве метрополитена в 1977 году?
Как известно, Ташкент — район сейсмической активности. Исходя из этого, инженеры создали усиленные колонны, перекрытия, тоннельную обделку, сооружения, значительно уменьшающие силу колебаний. Впервые были возведены конструкции, устойчивые к сейсмической активности.
— Как в то время доказывалась целесообразность проекта по строительству метро? Или это был просто указ сверху?
— В 1963 году, когда численность населения Ташкента достигла одного миллиона человек, появилась необходимость построить метрополитен. Руководитель республики Шараф Рашидов в августе 1967 года добился разрешения на проектирование подземки, а 19 ноября 1971 года власти Узбекистана приняли постановление "О строительстве метрополитена в городе Ташкенте". В июле 1972 года началось возведение метрополитена.
— В настоящее время продолжается строительство Юнусабадской линии метро. Учитывается ли опыт создания двух действующих линий, или разработаны принципиально новые, современные методы?
— Учитывается опыт возведения двух действующих линий и реализуются новые современные методы. Помогает нам в этом строительная компания Herrenknecht. Еще при создании подземки впервые в Узбекистане используется тоннельно-проходческий комплекс производства Германии.
— Кто будет заниматься оформлением новых станций? Уже есть эскизы того, как они будут выглядеть? Какие народные мастера, художники задействованы в процессе?
Опытные узбекские архитекторы разрабатывают дизайн станции "Туркистон", которая будет представлена в современном стиле.
— Были ли за всю историю ташкентского метро женщины-машинисты и чьими голосами объявляются станции метро?
— В начале эксплуатации метрополитена работали женщины — помощники машинистов. Например, Аширбуви Рахметова, которая была помощником машиниста первого поезда метрополитена 6 ноября 1977 года.
При записи информации на громкоговорители метрополитен приглашает профессиональных дикторов телерадиокомпании Узбекистана. В настоящее время в подземке звучит голос диктора Национальной телерадиокомпании.
— Каковые ближайшие перспективы развития метрополитена в Ташкенте?
Подписывайтесь на канал Sputnik Узбекистан в Telegram, чтобы быть в курсе последних событий, происходящих в стране и мире.