ТАШКЕНТ, 8 июн — Sputnik, Тимур Селиванов. Жители всего мира могут изучать узбекские мечети, крепости и некрополи, не выходя из дома, благодаря проекту "Архитектурная эпиграфика Узбекистана". В тринадцати вышедших томах "Эпиграфики" собраны, переведены и прокомментированы надписи на стенах исторических памятников IX-XX веков. Эта огромная работа состоялась во многом благодаря труду фотографа Виктории Боц.
Она снимает для проекта с 2009 года. Первые кадры Виктория сделала на популярной среди гостей Узбекистана площади Регистан в Самарканде. Вскоре фотограф сошла с проторенных туристических маршрутов, и страна открылась перед ней по-новому.
"Съемки были долгими, но интересными. Многие места приходилось искать самой или с сопровождающими. Я познакомилась с огромным количеством людей, которые очень любят свою страну и готовы безвозмездно помочь другим узнать ее", — вспоминает Виктория.
Работа была непростой, фотограф попадала во множество внештатных ситуаций. Например, одним жарким днем Виктория вела съемку из люльки подъемного крана, и он вышел из строя. Пожарной машины, которая могла бы спустить фотографа на землю, поблизости не было, и Виктория провела два часа в пятидесятиградусную жару на высоте пятнадцати метров.
Еще одно приключение со счастливым концом произошло в Каракалпакии:
Я аллергик, тяжело переношу даже комариные укусы, а тут передо мной была живая стена из шмелей. Постояв минут десять, я поняла, что у меня нет другого выхода: надо пройти сквозь. Бог меня спас: я вышла наружу, и ни одно насекомое меня не укусило".
В другой раз Виктория так усердно смотрела в объектив, что не заметила, как наступила на змею. К счастью, пресмыкающееся уползло, не причинив вреда.
"Все эти десять лет работы я чувствовала, что меня кто-то охраняет, чувствовала себя защищенной — наверное, потому что делала что-то хорошее, нужное", — поделилась фотограф.
Благодаря "Эпиграфике" Виктория приобрела опыт, который не получишь из книг или на курсах. Она призналась:
"Я выросла и в профессиональном, и в духовном смысле. Казалось, будто за спиной растут крылья. Мне удалось сделать множество таких вещей, на которые раньше я бы не решилась".
Работа над проектом продолжается, Виктория отсняла материал еще на двенадцать томов вперед. Сейчас над надписями на ее фотографиях работают ученые, а Виктория снимает для еще одной серии книг — "Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира".
"Приятно, что я могу хоть как-то помочь в том, чтобы люди это увидели тоже. Внести свой маленький вклад в большое дело", — подытожила фотограф.
Презентация многотомного издания "Архитектурная эпиграфика Узбекистана" состоялась в ходе Второго международного конгресса "Культурное наследие Узбекистана — путь к диалогу между народами и странами" в Санкт-Петербурге. Конгресс проходит 6-8 июня, в нем участвуют более двухсот научных работников России, Узбекистана и других стран.