Татьяна Скубневская живет в Барнауле, работает заведующей кафедрой иностранных языков естественных факультетов в Алтайском государственном университете — ведущем опорном вузе края. Этим летом она съездила в Узбекистан, где провела 12 дней — с 28 июля по 9 августа.
Параллельно с рабочими делами Скубневская старалась найти подсказки и в деле семейном, надеясь разгадать некоторые тайны, связанные с ее двоюродным дедом — Михаилом Курзиным, известным советским художником, стоявшим у истоков зарождения узбекской изобразительной школы.
Противоречия Курзина
Михаил Иванович Курзин родился в 1888 году. Однако о том, где именно это произошло, имеются противоречивые сведения. Исследователи творчества художника до сих пор не могут прийти к единому мнению: одни утверждают, что в Барнауле, другие — в уральском городе Шадринске.
Возможно, точку в этом споре навсегда может поставить Татьяна Скубневская. Ссылаясь на рассказы своего деда по отцовской линии Якова Курзина — одного из двух родных братьев прославленного живописца, — она подтверждает, что место рождения художника — все-таки Шадринск.
В Ташкент Михаил Курзин переехал в 1923 году. Здесь он работал художником в театре оперы и балета, газетах, преподавал. В 1927-м выступил одним из основателей творческой группы "Мастера нового Востока", куда входили такие художники, как Александр Волков, Вадим Гуляев, Искандар Икрамов, Александар Николаев (Усто Мумин) и другие.
В 1936 году Курзина обвинили в формализме и искажении советской действительности, приговорили к пяти годам тюрьмы, трем годам поражения в правах и сослали на Колыму.
В Узбекистан он вернулся уже в 1945-м, но без права проживания в Ташкенте, и потому поселился в Бухаре. Несмотря на запрет, он периодически бывал в столице Узбекистана. Это послужило причиной для новых обвинений, на этот раз в антисоветской деятельности. В 1948 году его вновь арестовали, осудили на восемь лет и отправили в Красноярский край.
Сняли судимость с Курзина только после смерти Сталина, в 1954-м. Он вернулся в Узбекистан, где спустя три года скончался.
В семье о нем не говорили
Родители Татьяны Скубневской тоже были известными в России деятелями искусства: Майя Ковешникова — заслуженный художник РСФСР, Валентин Курзин, родной племянник Михаила Курзина, — тоже художник.
Однако в семье о прославленном родственнике почти не говорили.
"Для меня это загадка. С 1932 по 1936 годы отец учился в Самаркандском художественном училище. Рассказывал о сборе хлопка, как они в те голодные годы долго варили хлопковые коробочки, чтобы поесть. Но о Михаиле Ивановиче, который тогда жил в Ташкенте, — ни слова, и неизвестно, встречались ли они там", — рассказала Скубневская.
Возможно, предполагает она, родственники молчали по политическим причинам.
"Мы точно знали о двух его бездетных браках. Но в статье в одном научном журнале я прочитала, что в Ташкент из Бухары он ездил, чтобы встретиться с семьей. Это дало надежду, что, помимо жены, у него там могли быть и дети. Для меня это стало причиной начать поиски. А для этого я должна была приехать в Узбекистан", — объяснила Татьяна Скубневская.
Вдохновение и забвение: останется ли Бухара столицей "узбекского авангарда" >>>
Этим летом она посетила музеи в Нукусе, Самарканде и Бухаре. В них хранятся оригиналы работ ее двоюродного дедушки, здесь же она рассчитывала найти подсказки, которые помогли бы в поисках неизвестных членов ее семьи.
Поиски не окончены
Ожидания оправдались. Скубневская выяснила, что у Михаила Курзина действительно было два сына — ее родные дяди Константин и Валентин. Удалось найти и несколько контактов тех, кто может что-то знать об этом. Однако достичь своей конечной цели женщина не смогла из-за нехватки времени.
"Уже в Ташкенте я узнала, что в Нукусском музее хранятся интересные материалы — рукописные тексты, где дедушка рассказывает о происхождении нашего рода. Это детали, которые мне вообще не известны. Придется вновь обращаться туда", — говорит Татьяна Валентиновна.
Сейчас Татьяна Скубневская в родном Барнауле. В ближайшее время она надеется приехать в Узбекистан еще раз, чтобы раскрыть семейные тайны и поставить точку в поисках своих неизвестных родственников.
"Я занимаюсь выставочной деятельностью своих родителей, а на Алтае известны два имени Курзиных. Поэтому я не могу обойти стороной историю моей семьи и моего рода, связанную с именем Михаила Ивановича. Пока же я пришла лишь к одному выводу: Константин и Валентин, похоже, любимые имена в нашей семье", — заключила Скубневская.