Колумнисты

Какие прорывы предстоит совершить парламентам Узбекистана и России

© Пресс-служба ГД РФВстреча председателя ГД Вячеслава Володина со спикером Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан Нурдинжоном Исмоиловым
Встреча председателя ГД Вячеслава Володина со спикером Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан Нурдинжоном Исмоиловым - Sputnik Узбекистан
Подписаться на
Политолог, востоковед Дмитрий Верхотуров рассуждает для Sputnik Узбекистан о важной роли парламентов в межгосударственных отношениях.

Эксперты двух стран продолжают обсуждать визит делегации Государственной думы (нижней палаты парламента России) во главе со спикером Вячеславом Володиным в Узбекистан. Его считают важным и значимым событием.

Отметим, что предшествующая встреча глав парламентов России и Узбекистана состоялась в 2006 году, то есть 13 лет назад. Так что поездка в Ташкент российских депутатов — это событие, которое займет достойное место в исторических анналах российско-узбекских отношений.

Почему это важно?

Межпарламентские отношения обычно находятся на периферии внимания, поскольку их значимость, на первый взгляд, не так очевидна по сравнению, например, с визитами глав государств. Но если присмотреться к роли парламентов в межгосударственных отношениях, то станет ясно, что это ключевое звено, и роль их очень большая.

Председатель ГД РФ Вячеслав Володин - Sputnik Узбекистан
Володин: перед парламентами РФ и Узбекистана стоят общие задачи и вызовы
Любой межгосударственный договор, прежде чем он вступит в силу, должен быть ратифицирован парламентом. Скажем, если Россия и Узбекистан заключают соглашение по какому-либо экономическому вопросу, то впоследствии председатель Госдумы России Вячеслав Володин и председатель Законодательной палаты Олий Мажлиса РУз Нурдинжон Исмоилов ставят этот вопрос на голосование, и лишь после этого достигнутое соглашение получает силу закона в обеих странах.

Понятно, что любой аспект экономической, общественной, политической жизни страны регулируется законами, которые составляются в парламентах. Поэтому именно парламенты, включающие профильные комитеты, подкомитеты, комиссии, группы экспертов и юристов, аппараты фракций и депутатов, являются одной из наиболее компетентных инстанций при решении практически любых государственных и общественных вопросов. Они действительно могут разрешить очень широкий спектр проблем, которые возникают в двустороннем сотрудничестве.

Наконец, это развитие законодательства. Хотя парламенты в целом занимаются внутренним законодательством, тем не менее эта сфера затрагивает и отношения с другими государствами. Например, граждане Узбекистана, которые живут и работают в России (а их немало — по официальным данным, 2,2 млн человек), находятся в российской правовой юрисдикции, и от российского законодательства зависит, в частности, насколько успешной будет их трудовая деятельность. 

Узбекистан не входит в ЕАЭС, и его граждане работают в России в гораздо более жестких условиях, определяемых соглашением СНГ о сотрудничестве в области трудовой миграции от 1994 года. Они не имеют многих прав, которые сейчас имеют граждане стран-членов ЕАЭС, в частности Кыргызстана и Казахстана.

Так что межпарламентские связи — это очень важный компонент двухсторонних отношений России и Узбекистана.

Про гармонизацию законодательств

Обратим внимание на важный тезис, о котором говорил Володин во время своего визита в Ташкент: "Когда речь идет о парламентском измерении, самое главное — нам необходимо думать о модельных законах и гармонизации законодательства".

Встреча председателя ГД Вячеслава Володина со спикером Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан Нурдинжоном Исмоиловым - Sputnik Узбекистан
Володин: динамика отношений РФ и Узбекистана задана президентами
Володин пользуется юридическим языком, хорошо понятным специалистам в юриспруденции, но для более широкого круга читателей его высказывание необходимо пояснить.

Модельный закон представляет собой законодательный акт, имеющий рекомендательный характер, принимаемый в целях унификации законодательств. Он может формулировать основные принципы, главные положения, предлагать образец закона для законодательных органов разных стран. В практике межгосударственных отношений такие законы обычно предлагают международные органы, к примеру, Межпарламентская ассамблея СНГ или Парламентская ассамблея Совета Европы.

Модельный закон может быть принят национальным парламентом к рассмотрению, и на его основе может быть выработан и принят уже свой собственный закон. То есть модельному закону совсем не обязательно подчиняться, но ему можно последовать в силу доброй воли и разумного выбора национального парламента.

Гармонизация законодательств является несколько другим юридическим явлением. Если сформулировать его сущность в двух словах, то речь идет об упорядочивании законодательства и устранении противоречий между действующими законами. Разновидностью гармонизации можно также считать упрощение законодательства, когда вместо десятков или даже сотен законов, распоряжений и актов, регулирующих какую-либо сферу, с противоречивым содержанием, вырабатывается и принимается один закон.

Председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан Танзила Нарбаева - Sputnik Узбекистан
Нарбаева — Володину о русском языке в Узбекистане: поставлены четкие задачи
Это процесс не одномоментный и разовый, он проходит постоянно.

Вячеслав Володин, конечно, имел в виду в первую очередь гармонизацию законодательства, касающегося российско-узбекского сотрудничества в экономической сфере.

В силу того, что Россия в числе лидеров среди иностранных инвесторов в Узбекистане, возникает вопрос о гармонизации инвестиционного законодательства двух стран. Здесь гармонизация проводится сразу в нескольких аспектах. Во-первых, введение одинакового законодательного регулирования инвестиционной деятельности. Во-вторых, устранение противоречий в законах, касающихся инвестиций, с другими актами и межгосударственными соглашениями. В-третьих, введение международных норм, поскольку в Узбекистане работают инвесторы из многих стран.

Как можно видеть, составить законы, полностью удовлетворяющие всем этим требованиям, не так-то просто. На их выработку требуется время и интенсивное сотрудничество российских и узбекских юристов и экспертов.

Это, конечно, далеко не единственное направление, в котором будет проводиться сотрудничество парламентов двух стран. За более чем десятилетие фактического отсутствия межпарламентского сотрудничества накопилось немало вопросов, которые нужно разрешить.

Законы и безопасность

Следующий вопрос, который был обозначен Вячеслав Володиным, — это гармонизация законов в сфере безопасности, борьбы с терроризмом и наркотрафиком. Это большая и сложная тема, к которой парламентарии обращались уже много раз. К примеру, еще в ноябре 2006 года Межпарламентская ассамблея СНГ приняла рекомендации по унификации национальных законодательств стран СНГ по борьбе с терроризмом. Однако, судя по тому, что Володин снова назвал этот вопрос в числе приоритетных, видимо, существенных сдвигов пока что не произошло.

Евгений Минченко  - Sputnik Узбекистан
Минченко: препятствий для возвращения Узбекистана в ОДКБ почти не осталось
Вячеслав Володин пригласил Узбекистан стать наблюдателем в Парламентской ассамблее ОДКБ. Этот статус хотя и не предполагает участия в принятии решений, тем не менее позволяет посылать представителей страны на заседания, получать информацию и документы, то есть быть в курсе того, что в ПА ОДКБ делается.

В любом случае, начало новому этапу сотрудничества России и Узбекистана в сфере законодательной деятельности положено. Володин предложил учредить комиссию высокого уровня по типу тех, которые уже созданы в Госдуме для сотрудничества с парламентами ряда других стран (Индией, Казахстаном, Турцией и т. д.). Это позволяет надеяться, что результаты межпарламентского сотрудничества России и Узбекистана станут ощутимы уже в ближайшее время. 

Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
В ЭФИРЕ
Заголовок открываемого материала