Идею саммита "пятерки" постоянных членов Совета Безопасности ООН (Россия, Великобритания, Франция, США, Китай), провести который предложил президент Владимир Путин, устно поддержали все главы этих государств. Однако ни место, ни время, ни повестка встречи пока не согласованы.
Человечество разобщено перед лицом угроз
Российский лидер предложил провести саммит, выступая в Иерусалиме по случаю 75-й годовщины холокоста. Он выразил серьезную обеспокоенность "разобщенностью мира перед лицом угроз".
"Вопросы стратегической стабильности являются частью той повестки дня, которая требует неотложных и неординарных шагов. В более широком плане речь идет о выживании человечества", — сказал, в свою очередь, глава внешнеполитического ведомства России Сергей Лавров.
Именно якобы, поскольку де-факто механизмы Ялтинско-Потсдамской системы давно не работают. После распада СССР США самочинно, явочным порядком пересмотрели механизмы регулирования международных отношений. Иногда современную систему называют постялтинской, поскольку формально все международные организации, предусмотренные Ялтинско-Потсдамскими договоренностями, действуют, ни одна из них не ущемлена в правах.
На деле же Вашингтон сам выбирает, какие решения международных организаций ему и его союзникам следует выполнять, а какие нет. Выступающим же против американского диктата государствам, их лидерам и международным организациям грозят как минимум санкции, в худшем же случае строптивые руководители подвергаются арестам по надуманным поводам, а излишне самостоятельные государства — "гуманитарным бомбардировкам" США.
Мир сорвался в системный кризис
Мы живем в мире, глобальная экономика которого базируется на Вашингтонском консенсусе (эпоха Вашингтонского консенсуса — еще одно распространенное название постялтинской эпохи). В политическом же плане господство экономической модели Вашингтонского консенсуса обеспечивается глобальной гегемонией США.
Вернее, так было до последнего времени. Но возвращение Крыма прямо из-под носа уже готовившихся его осваивать американцев, вытеснение США из Сирии, неэффективность политики санкций в отношении России, неспособность Вашингтона заставить Китай подчиниться своим политическим и экономическим требованиям, раскол элит в США и ЕС, постоянные экономические конфликты между Америкой и Евросоюзом — все это продемонстрировало, что американская гегемония кончается.
А без политической гегемонии Соединенных Штатов проведение экономической политики Вашингтонского консенсуса невозможно.
Мир сорвался в системный кризис. Больнее всего (в том числе в экономическом плане) он бьет по США и Западу в целом как по главным бенефициарам рассыпающегося Вашингтонского консенсуса. Когда и в каком состоянии страны Запада выйдут из кризиса и в полном ли составе — неизвестно никому. На это накладывается эпидемия коронавируса, которую в другое время человечество не то чтобы не заметило, но пережило бы без особых потрясений, а экономические потери, при всей своей огромности, не были бы критическими.
Своим партнерам по ЕС они отказывают в помощи медицинскими препаратами и в финансовой поддержке. Экономики государств ЕС теряют секторы, работавшие на единство (туризм, совместное производство — поставка комплектующих из карантинных зон через закрытые границы теперь далеко не гарантирована). США провели целую военную операцию по вывозу из Италии полумиллиона тестов на коронавирус, которых Италии самой не хватает. Запад погружается в классическое средневековье, где каждый за себя и все против всех. И чем дольше его будет сотрясать эпидемия, тем глубже он туда погрузится.
Мы построим новый мир?
Если старый мир заканчивается, необходимо договариваться о правилах "прекрасного нового мира". Собственно, это и предложил Владимир Путин.
Новая система международных отношений может быть установлена или по итогам мировых войн (как было в 1914-1918 и 1939-1945 годах), или на основе всеобщего компромисса, который позволит избежать военного столкновения, грозящего гибелью всему человечеству.
А уж после того как станет ясно, кто именно выжил в этой увлекательной борьбе, можно будет решать, с кем и о чем стоит говорить.
Единственный позитивный момент здесь — похоже что накладка системного кризиса, кризиса углеводородных цен и пандемии коронавируса может заменить нам новую мировую войну, выступив "санитаром леса" и отбраковав нежизнеспособные политические образования.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.