Под стук колес: российские поезда для Узбекистана и других стран бывшего СССР

© Sputnik / Алексей Мальгавко / Перейти в фотобанкУкладка железнодорожного полотна
Укладка железнодорожного полотна - Sputnik Узбекистан, 1920, 02.07.2021
В какие страны бывшего СССР один из крупнейших в России производителей подвижных составов отправляет свою продукцию.
ТАШКЕНТ, 2 июл — Sputnik. После распада СССР не все предприятия смогли сохранить связи с союзными республиками. Среди тех, кто прежние контракты не только не утратил, но и стал сотрудничать еще больше, — российское АО "Трансмашхолдинг" (ТМХ).
Буквально на этой неделе подмосковное предприятие "Метровагонмаш" (входит в ТМХ) отправило четыре поезда метро по пять вагонов каждый в столицу Азербайджана. Всего на мытищинских вагонах сегодня работает 19 метрополитенов. Они эксплуатируются в Ташкенте, Минске, Баку, Тбилиси, Ереване, Ташкенте, Киеве, Харьковe, Днепре, а также в Праге, Будапеште, Варшаве, Софии и других городах.

Ташкент

В апреле этого года "Метровагонмаш" подписал контракт с Ташкентским метрополитеном на изготовление и поставку 40 вагонов метро. Подвижной состав планируется изготовить и передать заказчику до конца 2021 года. Это будет 10 поездов в четырехвагонном исполнении.
Вагоны метро - Sputnik Узбекистан, 1920, 07.04.2021
Названа сумма контракта на закупку 10 российских поездов для метро Ташкента
Также, осенью 2019 года завод поставил в Ташкент пять четырехвагонных поездов. Аналогичные новые поезда с современными салонами и сквозными проходами работают в Московском, Казанском и Бакинском метрополитенах.
А сотрудничество с "Метровагонмашем" у Ташкентского метрополитена началось в 1977-м, когда была открыта "подземка" в столице Узбекистана. Самые первые вагоны были сняты с эксплуатации еще в 1985 году и стали музейными экспонатами. Всего в столицу Узбекистана с 1977-го было поставлено более 20 составов поездов метро.
Но не только с метрополитеном сотрудничает ЗАО "Трансмашхолдинг". За три последних года в Узбекистан поставлено семь электровозов и четыре грузовых тепловоза. Электровозы для узбекистанских железнодорожников были выполнены в самой современной модификации.
Главные преимущества электровоза с поосным регулированием силы тяги – способность работать на участках со сложным рельефом, которым отличаются железные дороги Узбекистана, возможность водить более тяжелые поезда и, как следствие, увеличение производительности локомотива.
Тепловозы, аналогичные поставленным в Узбекистан, эксплуатируются на Улан-Баторской железной дороге в Монголии, Тугнуйском угольном разрезе в Бурятии, на Шубаркольском разрезе и Соколовско-Сарбайском горно-обогатительном производственном объединении в Казахстане.

Нур-Султан

В Казахстан за три последних года холдинг поставил два магистральных тепловоза, 17 маневровых тепловозов, более 200 комплектов для сборки вагонов локомотивной тяги.
Однако в Казахстан "Трансмашхолдинг" не только поставляет свою продукцию, но и на месте участвует в развитии отрасли железнодорожного машиностроения, являясь сооснователем и акционером таких новых предприятий, как электровозосборочный завод "Электровоз курастыру зауыты" и тепловозосборочный завод "Локомотив курастыру зауыты".
Оба предприятия ориентированы прежде всего на обеспечение потребностей самого Казахстана, но осуществляют также поставки и в другие страны СНГ.
Производство пассажирских вагонов для Казахстана было организовано на казахстанской площадке "Тулпар" по технологии и из специальных комплектов "Тверского вагоностроительного завода".

Минск

За три последних года ТМХ отправил в Беларусь 20 пассажирских вагонов.
Они все оборудованы в соответствии с современными требованиями комфорта и безопасности, оснащены кондиционерами, экологически чистыми туалетными комплексами, системой обеззараживания воды и воздуха, камерами видеонаблюдения и пожарной сигнализацией.
С 1998 года в рамках обновления вагонного парка Белорусской железной дороги "Тверской вагоностроительный завод" (входит в "Трансмашхолдинг") поставил в Минск более 90 вагонов и 57 вагонокомплектов для их последующей сборки на "Минском вагоноремонтном заводе".

Баку

С бакинским метрополитеном предприятие в Мытищах сотрудничает с момента открытия – с 1967 года. Метро в столице Азербайджана стало пятым в СССР после Московского, Ленинградского, Киевского и Тбилисского.
И с тех пор не меняет поставщиков. В Бакинском метрополитене эксплуатируется свыше 300 вагонов метро, изготовленных в Подмосковье.
© Sputnik / Журавлёв В.Станция метро "Нариманов" в Баку, 1 апреля, 1971 год
Станция метро Нариманов в Баку, 1 апреля, 1971 год - Sputnik Узбекистан, 1920, 02.07.2021
Станция метро "Нариманов" в Баку, 1 апреля, 1971 год
Новые составы дополняют бакинскую подземку с 2015 года, когда в Азербайджан из России были отправлены три пятивагонных состава. Последний контракт был подписан в октябре 2019-го. Договор рассчитан на период с 2020 по 2023 годы и предусматривает ежегодную поставку в Азербайджан 20 современных вагонов метро.
На этой неделе Бакинский метрополитен пополнился современными поездами метро – из России были доставлены четыре поезда метро по пять вагонов каждый.
Специально для Баку российскими инженерами разработана оригинальная цветографическая схема, видоизменен дизайн фар, используется информационная система, адаптированная к местным условиям. Срок службы вагонов метро рассчитан на 30 лет.
Но сотрудничество Мытищинского предприятия транспортного машиностроения началось задолго до того, как в Баку было открыто метро. Еще в 1926 году впервые в СССР на заводе начался выпуск электровагонов для первых электрифицированных дорог.
И первая такая дорога в СССР была открыта именно в Азербайджане в 1926-м на маршруте Баку – Сабунчи – Сураханы. Железная дорога Москва — Мытищи, к слову, была открыта во вторую очередь: только в 1929 году.

Ереван

В Армению за три последних года поставлено два электропоезда и 27 пассажирских вагонов локомотивной тяги новейших модификаций. Кроме того, заказаны четыре шестивагонных состава ЭП2Д и еще четыре – четырехвагонных.
В октябре 2017 года поезда ЭП2Д были представлены министру транспорта, связи и информационных технологий Армении Вагану Мартиросяну и руководству Южно-Кавказской железной дороги (ЮКЖД).
Окраска ЭП2Д, представленного на презентации в Армении, выполнена в экостиле. Комплект энергосберегающего электрооборудования, установленный на подвижном составе производства ДМЗ (входит в "Трансмашхолдинг"), позволяет снизить расход электричества на 20%.
Поставленные в Армению пассажирские вагоны локомотивной тяги, как ожидается, будут использоваться ЮКЖД для организации международного сообщения между Арменией и Грузией. Эти вагоны — одна из современных разработок "Трансмашхолдинг".

Вильнюс, Каунас, Шауляй и Силламяэ

В 2005-2015 годах на предприятии "Метровагонмаш" выпускались рельсовые автобусы РА-2 для железных дорог. В феврале 2008-го между ОАО "Метровагонмаш" и АО "Литовские железные дороги" был заключен контракт на их поставку.
В июне 2008 года в Вильнюсе состоялась презентация. В торжественном мероприятии приняли участие занимавшие на тот момент должности премьер-министра Литвы Гедиминас Киркилас, министра связи и транспорта Альгирдас Буткявичюс, а также руководство Lietuvos gelezinkeliai ("Литовские железные дороги") и "Трансмашхолдинга".
Всего в Вильнюс было поставлено три рельсовых автобуса: два трехвагонных и два двухвагонных. Все четыре состава РА-2 приписали к Вильнюсскому депо "Литовских железных дорог" и они стали курсировать между Вильнюсом, Каунасом и Шяуляем.
Сотрудничество с "Трансмашхолдингом" продолжалось и позже. В 2013 году "Литовским железным дорогам" и порту Силламяэ (Эстония) было поставлено 16 модульных маневровых тепловозов ТЭМ-ТМХ.
Согласно договору, ТМХ передавал тепловозокомплекты ТЭМ-ТМХ своему партнеру – "Вильнюсскому локомотиворемонтному депо", где происходила их окончательная сборка и наладка, по окончании которых тепловозы поступали потребителям. Все локомотивы оснащены дизелями Caterpillar, соответствующими экологическому стандарту Euro IIIA.
Примечательно, что этот маневровый тепловоз капотного типа был первым в практике "Трансмашхолдинга" и разработан на базе локомотива ТЭМ18 совместно с "Вильнюсским локомотиворемонтным депо" и чешской компанией CZ LOKO.
Тепловозы ТЭМ-ТМХ поставлялись в балтийские страны с 2010 года. На литовской железнодорожной сети их насчитывается 17, в порту Силламяэ – один.
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
В ЭФИРЕ
Заголовок открываемого материала