Как инициативы Шавката Мирзиёева могут укрепить экономику СНГ — эксперты

© Пресс-служба президента УзбекистанаШавкат Мирзиёев в ходе выступления на заседании Совета глав государств СНГ 13 октября 2023 года в Бишкеке.
Шавкат Мирзиёев в ходе выступления на заседании Совета глав государств СНГ 13 октября 2023 года в Бишкеке. - Sputnik Узбекистан, 1920, 02.11.2023
Подписаться
Портфель совместных инвестиционных проектов Узбекистана со странами СНГ превышает $25 млрд. Однако, показатели могут быть лучше, если усилить сотрудничество в рамках Содружества.
ТАШКЕНТ, 2 ноя — Sputnik. В октябре в ходе заседания Совета глав государств-участников СНГ президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев озвучил ряд инициатив, которые, по его мнению, поспособствуют развитию экономик стран Содружества. К слову, внешнеторговый оборот Узбекистана со странами СНГ в 2022 году достиг более $19 млрд.
Президент обратил внимание на важность скорейшего формирования в СНГ полноценной зоны свободной торговли (ЗСТ) без изъятий и ограничений. Сейчас, по его словам, этому процессу мешают существующие барьеры. В связи с этим Мирзиёев предложил пересмотреть положения соответствующего договора.
Барьеры на торговом пути
Как рассказал Sputnik Узбекистан доктор экономических наук Леонид Холод, в международной торговле существуют два вида барьеров — это тарифные (таможенные) и технические (нетарифные ограничения, например, санитарные, фитосанитарные, ветеринарные).
© SputnikЛеонид Холод
Леонид Холод - Sputnik Узбекистан, 1920, 02.11.2023
Леонид Холод
"Как правило в ЗСТ снимаются тарифные барьеры и, по возможности, унифицируются технические требования к продукции. Эти правила в разных странах могут быть не очень хорошо синхронизированы, что, мягко говоря, не способствует торговле", — поясняет эксперт.
Общие правила, принятые в едином торговом пространстве, помогут развитию торговли, заявил Леонид Холод. В этом случае, например, не будет необходимости в дополнительной сертификации, перепроверке или подтверждении документов, что тоже требует времени и дополнительных затрат.

"Помимо того, что товар может испортиться, как правило привлекаются заемные средства, по которым нужно будет выплачивать проценты. Поэтому, чем меньше будет различных барьеров и ограничений на торговом пути, тем лучше будет для экономик как импортирующих, так и экспортирующих стран", — объясняет Леонид Холод.

Договор о зоне свободной торговли в СНГ подписали еще в 2011 году. С тех пор произошло много событий локального и глобального масштаба, и поэтому, безусловно, документ нуждается в серьезном пересмотре и поправках, считает эксперт-политолог, старший научный сотрудник Института государства и права АН РУз Равшан Назаров.
© Из личного архива Равшана НазароваРавшан Назаров - доцент кафедры "Иностранные языки и гуманитарные дисциплины" Ташкентского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова.
Равшан Назаров - доцент кафедры Иностранные языки и гуманитарные дисциплины Ташкентского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова. - Sputnik Узбекистан, 1920, 02.11.2023
Равшан Назаров - доцент кафедры "Иностранные языки и гуманитарные дисциплины" Ташкентского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова.

"В частности, практически утрачен смысл упоминания в договоре таких государств, как Украина или Молдова. Кроме того, за это время серьезно изменились объемы и структура взаимной торговли стран—участниц ЗСТ. Некоторые из них, например, стали членами ВТО — Россия (2012 г.), Таджикистан (2013 г.), Казахстан (2015 г.), что также накладывает определенные обязательства и ограничения", — уточняет эксперт.

Импортозамещение с учетом национальных особенностей
Еще одна инициатива, озвученная главой Узбекистана, касается синхронизации национальных программ импортозамещения.
При рассмотрении этого вопроса страны СНГ должны, прежде всего, объективно оценивать собственные экономические возможности, а также потенциальные возможности своих партнеров, считает Равшан Назаров. Более того, отмечает эксперт, продукт или услуга, произведенные в стране-партнере, должны рассматриваться как "свои".
Между тем доцент кафедры международного бизнеса РЭУ им. Г. В. Плеханова Анастасия Прикладова считает, что инициатива синхронизации политики импортозамещения государствами-участниками СНГ может столкнуться с затруднениями и противоречиями из-за макроэкономических различий и преследования странами собственных интересов в этом вопросе.
© РЭУ имени Г.В. ПлехановаАнастасия Прикладова, доцент кафедры международного бизнеса и таможенного дела РЭУ им. Г.В. Плеханова
Анастасия Прикладова, доцент кафедры международного бизнеса и таможенного дела РЭУ им. Г.В. Плеханова - Sputnik Узбекистан, 1920, 02.11.2023
Анастасия Прикладова, доцент кафедры международного бизнеса и таможенного дела РЭУ им. Г.В. Плеханова

"В первую очередь, государство стремится снизить зависимость от импорта за счет стимулирования инвестиционной активности отечественных компаний, и лишь при ограниченных возможностях — через привлечение иностранного капитала", — объясняет эксперт.

По мнению Леонида Холода, программы импортозамещения в СНГ сегодня разобщены, потому что каждая страна по-отдельности стимулирует свои сектора, в которых требуется ускоренная работа по этому направлению.
Если программы импортозамещения синхронизировать, говорит эксперт, то страны "не будут расталкивать друг друга локтями". Синхронизация, по мнению Леонида Холода, сократит стоимость программ, а также позволит наладить разумное разделение труда.
"Может быть, импортозамещение полного цикла и не нужно. С учетом того, что есть таможенное пространство, общая торговая зона, может быть, лучше наладить кооперацию", — рассуждает эксперт.
В конечном счете, говорит Леонид Холод, синхронизация позволит ускорить процесс импортозамещения в тех секторах, которые интересны каждому из государств. На экономику это оказывает прямое влияние, потому что производство более сложного товара, чем первичное сырье — это дополнительный национальный доход и, как следствие, увеличение уровня жизни людей.
"Страны бывшего Союза имеют более или менее единый технологический уровень, хоть и с некоторыми различиями. И импортозамещение у нас хоть и будет развиваться с учетом национальных особенностей, но, так или иначе, по схожим правилам и со схожими проблемами", — говорит Леонид Холод.
Рынок госзакупок и развитие электронной торговли
Шавкат Мирзиёев также предложил рассмотреть возможность предоставления на взаимной основе в рамках СНГ преференциального доступа к рынку государственных закупок.
Как объяснила Анастасия Прикладова, это означает, что товары, произведенные в одной из стран-участниц Организации, будут приравнены по статусу к отечественным — то есть, не будут считаться иностранными при определении условий контракта.
"Это может привести к росту конкуренции на рынках Содружества. Но взаимная торговля освобождена только от таможенных пошлин, а требования к продукции могут отличаться, что является сдерживающим фактором", — говорит эксперт.
Наиболее простым решением этой проблемы, по мнению Анастасии Прикладовой, может стать унификация технических требований и других нетарифных мер внешней торговли стран-участниц СНГ с правилами, установленными в рамках ЕАЭС.

"Возможно, такое решение будет способствовать развитию электронной торговли", — считает она.

Именно с этим связана еще одна инициатива Шавката Мирзиёева, который предложил стимулировать развитие электронной торговли, в том числе путем расширения действующих площадок.
Электронная торговля оптимизирует транзакционные издержки — то есть, удешевляет торговлю, говорит Леонид Холод. При этом деятельность торговой площадки должна основываться на добросовестном исполнении поставщиками условий сделки.
"Это резко повышает эффективность торговых процессов, что в свою очередь ускоряет торговлю и увеличивает ее объем", — говорит Холод.
Больше взаимных инвестиций
На заседании Совета глав государств-участников СНГ лидер Узбекистана также предложил принять программу поддержки создания совместных оптово-распределительных и логистических центров.
Это поможет активизировать реализацию совместных двусторонних и многосторонних проектов, полагают эксперты, тогда как без таких центров крупномасштабная торговля будет затруднительна.
Реализация этой инициативы позволит предоставить благоприятные условия и специальные тарифы на перевозку грузов, в том числе и по территориям транзитных стран, а также разработать оптимальные схемы перевозок грузов и логистических цепочек, считает Назаров.
По словам Шавката Мирзиёева, сегодня портфель совместных инвестиционных проектов Узбекистана со странами СНГ превышает $25 млрд. При этом с начала этого года объем внешней торговли республики с государствами Содружества увеличился всего на 5%. Поэтому президент предложил разработать комплекс дополнительных мер по стимулированию взаимных инвестиций и продвижению проектов, включая организацию технопарков.
К слову, работа в этом направлении началась еще в июне 2023 года, когда в Сочи главы правительств СНГ утвердили Концепцию развития промышленной кооперации государств – участников Содружества и Комплекс мер по ее развитию до 2030 года.
Создание условий для развития промышленной кооперации является одним из основных факторов повышения конкурентоспособности экономик стран СНГ, говорит Равшан Назаров.
Этому, по словам эксперта, будут способствовать создание новых высокотехнологичных отраслей (например, развитие современных IT-технологий), организация совместных технопарков, рост объемов взаимных инвестиций, достижение международных стандартов по качеству продукции, создание новых рабочих мест.
Что касается направлений, то это может быть все: от химической промышленности до горно-металлургической и сельского хозяйства (например, совместная семеноводческая, племенная работа), говорит Холод.

"Где будет спрос, там и надо развиваться", — резюмировал экономист.

Лента новостей
0