ТАШКЕНТ, 17 июн — Sputnik, Шахноза Турабекова. С появлением этой новости всех стал очень интересовать вопрос, продолжит ли Обид Асомов выступать или с головой уйдет в производство мультфильмов. С этим и многими другими вопросами корреспонденты Sputnik Узбекистан отправились в гости к народному любимцу.
Селфи, артист и Instagram
"У меня здесь мои поклонники, мой круг общения, люди, которые меня понимают и поддерживают. Я не ленюсь, чищу свой аккаунт от тех, кто пишет только негатив. В этом плане со мной не пошутишь, хоть я и юморист. Сразу ставлю всех на место," — говорит Обид Асомов.
Еще он совсем не любит фотографироваться. А в наше время у каждого есть сотовый телефон с камерой. Как же иногда достают поклонники, признался нам артист. И доходит иногда до абсурда, просят сфотографироваться везде и всюду.
Раньше, вспоминает Асомов, с этим делом было проще. Например, на концерт приходили несколько человек с фотоаппаратом, у которых под конец выступления заканчивалась пленка, поэтому за один раз фотографировалось ползала. Больше просто не оставалось кадров на пленке.
В некоторых странах дошло до того, что артисты нанимают телохранителей от назойливых поклонников.
"Поехали ко мне домой, только там спокойно сможем поговорить", — крикнул нам после выступления Обид Асомов.
И действительно, пока мы дошли до машины, собралось приличное количество людей, чтобы сфотографироваться с кумиром.
Через несколько минут мы сидели в уютном дворике, который хозяйская рука Обида Асомова аккуратно благоустраивала много лет. Необычным было здесь огромное количество попугаев. Но обо всем по порядку.
По 50 мультфильмов в год
— В каком состоянии досталась вам Студия мультипликационных фильмов и какие задачи стоят на ближайшую перспективу?
— К сожалению, студия оказалась в заброшенном состоянии, нет аппаратуры, специалистов, да и само здание уже много лет не ремонтировалось.
Если говорить об истории узбекского мультфильма, надо начинать со времен Советского Союза. Тогда при "Узбекфильме" работал мультцех. Не могу сказать, что выпускали там огромное количество мультфильмов, но кое-что сохранилось. И находится наше наследие в Госфильмофонде России. Они вроде согласны нам бесплатно передать катушки с узбекскими мультфильмами, но у нас нет соответствующего хранилища, которое бы держало определенную температуру. Вот вам еще показатель того, в каком состоянии студия. Этим вопросом мы сейчас тоже займемся.
Спасибо главе государства, и это не просто красивые слова, он обратил внимание на кино и мультипликационные фильмы, нам выделили большие средства, дали госзаказы. Если раньше Студия мультфильмов в год выпускала 2-3 заказа, сейчас нам сразу дали пять. Плюс к ним, до нового года мы должны сделать еще 15 мультфильмов. Еще до конца этого года нам должны доставить новейшую аппаратуру, которая позволит нам снимать мультфильмы в формате "3D Макс".
В 2020 году Студия мультипликационных фильмов должна выпускать 50 мультиков в год.
— Как вас приняли в студии в качестве начальника, ведь для многих вы любимый юморист?
— Когда меня представляли, не все поверили, а некоторые женщины, не скрывая эмоций, тут же начали звонить родственникам и говорить: "У нас знаешь, кто начальник теперь — Обид Асомов с "Кривого зеркала", наш который там!".
Я ведь не сразу дал ответ, когда ко мне поступило такое предложение. Сначала изучал документы, пообщался с людьми. Потом уже решил, что надо идти выправлять ситуацию.
Мультфильм — это история, его могут каждый день показывать, а могут через 20-30 лет вспомнить о нем. У него есть два главных качества, за которые все любят это искусство и делают его уникальным: это должна быть короткая история и обязательно смешная. А создать такой продукт всегда было сложно, но безумно интересно.
А еще я неплохо разбираюсь в картинках, с четвертого класса рисую, окончил художественный колледж имени Бенькова, причем с отличием. Тогда меня направили в Москву, но я не поступил в художественный институт Сурикова. И, вернувшись домой, подал документы в Ташкентский театральный институт имени Островского, на факультет книжной графики (сейчас — Государственной институт искусств).
Так сложилось, что я его не окончил, бросил на последнем курсе, потому что стал уже тогда популярным и ездил по стране выступать. Но то, чему я научился в этих учебных заведениях, позволяет мне говорить о том, что я хорошо понимаю художественную стилистику. К сожалению, были такие времена, когда директорами студии назначались люди совершенно далекие от мира искусства. И у многих мультипликаторов до сих пор остались ужасные воспоминания о тех временах. В общем, пока на студии приняли меня хорошо, с надеждой.
— Благодаря вашему назначению все вновь заговорили об узбекском мультфильме.
— И я очень рад тому, что это произошло. То, что весь мир обратил внимание на мультфильм через меня, — это наш общий успех, то есть люди узнали, что у узбеков тоже есть мультфильмы. До этого мало кто знал, что в Узбекистане производят мультфильмы.
Теперь в здании "Узбекфильма", где находится наша студия, каждый день по 10-15 человек ждут меня с утра. Люди приходят с частных студий, из Америки даже ребята приехали, они там работали в этой области, набрались опыта, и теперь хотят поработать над национальным мультпродуктом.
Ко всему этому, мы юридически вышли из "Узбекфильма", стали отдельным государством. У нас теперь есть свой счет, нам выделили приличный бюджет, идет ремонт студии. Теперь у мультипликаторов будет своя звукозаписывающая студия, лаборатория, мастерская по починке техники. В студию, без преувеличения, вдохнули новую жизнь, которую она до этого времени и не знала.
Найти национального мультгероя — главная задача
— А что вы думаете о самих мультиках, какие они должны быть, ведь это один из лучших воспитателей современности?
— Я глубоко убежден, что ребенка надо воспитывать с пеленок. Есть даже такая притча: к Ибн Сино пришел человек и спросил, когда нужно начинать воспитывать ребенка. И он в ответ поинтересовался возрастом его дитя. Оказалось, ему год и два месяца. Ибн Сино подытожил: "Вы опоздали ровно на год и два месяца, ребенка надо воспитывать с рождения".
Я не говорю, что это сплошь и рядом, но таких мультфильмов много. Есть добрые и качественные, но их мало. Даже в этих хороших мультиках нашим детям прививается западная культура. К примеру, все разговаривают на "ты". Мы в Узбекистане обращаемся на "вы" к родителям и старшим. И выходит такая ситуация сейчас, что узбек в Ташкенте воспитывается по западным канонам. А хотелось бы, чтобы сохранялась наша самоидентичность. И вот это наша главная и самая сложная задача.
— И как вы намерены ее решать?
У нас пока же странная цепочка существует: государство выделяет нам средства, мы снимаем мультфильмы и потом снова передаем их государству. Здесь цепочка обрывается, куда деваются потом эти фильмы, кто их транслирует и как часто — большой вопрос. Сейчас я разбираюсь в этом деле, потому что государственные каналы точно должны транслировать отечественные мультики, но там их практически нет. И связи как таковой между нашей студией и гостелеканалами нет. Все это предстоит отрегулировать.
Мне говорят, у нас мало мультфильмов и их уже все показали. Но я задаюсь логическим вопросом: 25 лет в стране каждый год снималось в среднем по три мультфильма в год, где они? Неужели, если найти их, нам нечем будет сейчас заполнить эфир?
У нас также есть полнометражные мультипликационные фильмы. Ведь на них сегодня ходят во всех странах мира, в том числе и у нас в кинотеатры. Это тоже особенная традиция и культура, а почему бы не ходить на наш отечественный мультипликационный фильм.
— Зарубежные мультипликационные компании тратят огромные бюджеты на создание этих фильмов, мы сможем конкурировать?
— Если мы будем все время сетовать на финансы, никуда не придем и даже не сдвинемся с места. Я вам откровенно говорю, сейчас у нас такое ужасное состояние, но есть поддержка государства. Столько лет Дмитрий Власов получал призовые места в международных конкурсах. Люди хотят работать, сейчас к ним наконец-то придет достойная оценка труда.
В Индии не показывают западные фильмы, там все хорошее берут за основу и снимают свою версию. Я видел фильм "Телохранитель", "Коммандо", "Приведение". Они сняли то же самое, но со своими героями и в своих реалиях. Почему? Чтобы народ не привыкал к западному образу жизни. И мультфильмы — то же самое. Поэтому индусы так патриотичны к своей родине. Есть в Индии кинотеатры, где показывают западные фильмы, но там билеты в пять-шесть раз дороже. Поэтому все идут на фильм с таким же сюжетом и названием, снятый в Болливуде. Может быть, этот механизм позаимствовать для поддержки отечественного мультпродукта?
Мои внуки очень любят диснеевских героев, у каждого он свой. Я, когда был в США, приобрел им костюмы любимых персонажей, заплатил неимоверные деньги, потому что покупал в фирменном магазине Диснея. Очень хочу дожить до тех дней, когда у нас родители будут покупать в фирменном магазине нашей студии костюмы национальных мультгероев.
— В поиске этих героев будете проводить конкурсы?
— Обязательно. У нас, к сожалению, пока нет своего веб-сайта, но как он появится, первым делом мы объявим этот конкурс с призовым фондом. Участникам необязательно надо будет хорошо рисовать, они смогут позвонить и рассказать, каким видят главного персонажа.
Все комики — серьезные люди
— Обид Агзамович, вы на протяжении всего нашего интервью очень серьезный. Я знаю, что вы долгое время работали в ансамбле МВД. Это там выработалась эта твердость во взглядах?
— Да, я действительно 18 лет проработал там, но я никогда не стоял в строю, даже не служил в армии, меня не взяли из-за роста. А пригласил нас в начале 90-х министр Зокиржон Алматов, сказал, что коллективу нужны хорошие артисты, чтобы воспитывать нашу молодежь. Из ансамбля МВД ушел в звании майора, перешел тогда работать на ТВ.
Вообще я нестрогий человек, могу смеяться, отдыхать, но на работе я сосредоточен, а дома с внуками вы бы меня видели! Я сразу превращаюсь в их ровесника.
В семье я, наверное, больше феодал, самый главный человек. Это не значит, что меня тут все боятся, но мое слово — превыше всего. У детей должен быть авторитет, к которому они питают уважение и учатся у него жизни. А я с удовольствием делюсь с ними своим опытом. Еще люблю заниматься с внуками. Они все сейчас в возрасте почемучек. Все любят меня до безумия, потому что я всегда на всех их сто вопросов отвечаю до мелочей, другие наши старшие им говорят: некогда, иди поиграй. А я всегда им все объясняю, не ленюсь. Вместе ходили недавно на озвучку мультфильма, всем понравилось. А я гордился тем, что не растерялись.
Сцена — это моя работа. Обычно на мероприятиях, когда я сижу среди гостей и просто общаюсь с людьми, ко мне обязательно подойдет человек и спросит: "Вы не болеете случайно, вы какой-то сегодня очень серьезный". Я вообще-то всегда такой. Артисту ни в коем случае нельзя быть везде одинаковым.
Мечты о детях и внуках
— Если внуки захотят в дальнейшем пойти по вашей стезе, на сцену, поддержите их?
— Недавно в местных СМИ появился ваш комментарий относительно ситуации в ташкентском филиале Российского государственного университета нефти и газа имени Губкина. Ваш сын тоже был ранее оттуда отчислен. Почему вы так болезненно отреагировали, ведь во все времена за неуспеваемость студентов выгоняли из вузов?
Вроде мы переговорили, показалось тогда, что дело поправимое, сын готовился к пересдаче. Но через полгода снова получил уже за следующую сессию и снова по этому предмету незачет.
В результате сыну, по рекомендации ректора, было предложено взять академический отпуск. Однако каково было мое удивление, когда я узнал, что сын написал заявление об отчислении из института по собственному желанию.
Я, как любой любящий родитель, нашел время и встретился с ректором, мне он тогда объяснил, что это стандартная процедура и через год мы снова сможем восстановиться. Но год прошел, и выяснилось, что сын восстановиться уже не может. Ситуация вышла странная.
Юмор не должен быть пошлым
— Странно, что у нас люди не знают, но "Кривое зеркало" закрылось, и с того времени пошел третий год. И это правильно, мы стали повторятся, и артисты, и авторы. Программа выходила в эфир 10 лет. За эти годы было снято 98 передач. Евгений Ваганович открыл новую передачу "Петросян-шоу", взял молодых пародистов.
А то, что показывают по телеканалу "Россия", — запись прошлых лет, поэтому все до сих пор убеждены, что я в Москве на съемках. И как покажут очередную передачу, мне звонят и говорят: "Обид, только что показывали тебя, классно выступил". А это восьмилетней давности шоу. Что тут скажешь, передача живет, и этот юмор умрет нескоро.
— А вот, кстати, есть мнение, что "Кривое зеркало" и "Аншлаг" перестали быть востребованными, потому что пришел Comedy club.
Нам говорят, что у нас доисторический или мамонтовый юмор. Но если бы людям не нравилось, вы бы, к примеру, тоже не спросили бы меня, как там дела с "Кривым зеркалом" и Петросяном. Потому что у него профессиональный подход, мы учились этому жанру, знаем его классику. А то, что сейчас молодой человек в институте рассмешил троих друзей и матерные анекдоты потравил, это не значит, что он артист.
Увы, но все эти клабы, стендапы и прочее тоже идут к нам из западной культуры. Я любил Галустяна, когда он был в КВН. Я даже записывал его выступления, помните: "Как тебя зовут?" — "Ка-а-тя", и весь зал лежит от смеха, как он это изображал и говорил. Когда эти ребята из "Камеди" были непошлыми, они были лучше.
Этот юмор дошел и до Узбекистана. У нас тоже есть эти стендапы, "Камеди", но все это несмешно. А появились они, потому что запретили Асомова, ниша была свободной. На сцену вышли "Миллион", "Дизайн", "Камеди", в общем, пошел плоский и пошлый юмор.
За эти годы выросло новое поколение. Я спрашиваю у молодых людей, кто такой Гитлер, они не знают. Я за голову хватаюсь. Как так? Что тут еще скажешь?! Не читали, не учили.
Нынешние дети в возрасте 3-5 лет не будут смотреть "Камеди", когда вырастут. Я за это ручаюсь. Вы на них посмотрите, они учат английский, занимаются ментальной математикой, с детства приобщаются к спорту. В таком маленьком возрасте они все чему-то учатся. Растет совершено новое поколение. Эти дети будут читать книги.
Но наш юмор надо возвратить на свое место. Нет, к сожалению, у нас такой школы, и при институте искусств нет факультета, где бы преподавали жанр в его классическом виде.
Хобби — красивые птицы
— Когда у вас проснулась любовь к пернатым, у вас ведь целая коллекция попугаев?
— В детстве мама подарила двух волнистых попугаев, с этого все и началось. Сам не могу понять, почему я их люблю. Доходов от них нет, они очень дорогие, требуют особого ухода. Но главное объяснение — они красивые, а я же в душе художник.
Я обратил внимание, возможно, в силу того, что верующий человек, — когда в моей жизни происходит что-то плохое, обязательно умрет один попугай. Случалось, однажды, что самолет еле сел, его так трясло, что думал, все, конец. Домой приезжаю и узнаю, что один из моих любимцев умер. Есть такое поверье, что, если живность в доме умирает, она уходит за тебя или какой-то грех забирает.
— И последний вопрос: сольные концерты давать будете или пока возьмете паузу?
— Я очень хотел бы дать в этом году концерт. В прошлом году я увидел, как публика по мне соскучилась, снова почувствовал контакт с ней. К сожалению, мое молчание было долгим.
Для артиста концерт — это не просто заряд энергии, а смысл его жизни на сцене. Мечтаю подарить зрителям сюрприз. Очень хочу, чтобы мои российские друзья и коллеги по юмористическому цеху приехали уже этой осенью к нам. И мы бы порадовали узбекистанцев, чтобы все посмеялись от души. Ведь смех, как известно, продлевает жизнь и делает ее лучше!