ТАШКЕНТ, 15 фев — Sputnik. Сегодня, 15 марта, отмечается Всемирный день защиты прав потребителей. О нововведениях, проблемах и планах корреспонденту Sputnik Узбекистан рассказали в Агентстве по защите прав потребителей республики.
"Настало время ускорить принятие обновленного закона "О защите прав потребителей". Многочисленные случаи нарушений, огромное число обращений от граждан служат сигналом о несовершенстве действующего законодательства", — заявил замглавы агентства Аъзамжон Курбанов.
Действующий закон, принятый в 1996 году, не отвечает современным требованиям — он обеспечивает слишком слабый механизм воздействия на нарушителей, слишком низкий уровень ответственности и наказания за совершенные правонарушения.
Новый законопроект эти "пробелы" заполняет, обеспечивая эффективный механизм полноценной защиты прав потребителей. Сейчас документ находится на обсуждении в Законодательной палате Олий Мажлиса.
Курбанов также заявил о необходимости пересмотреть полномочия Агентства по защите прав потребителей. Отметим, что это ведомство рассмотрело свыше 25 тысяч обращений, в результате чего были восстановлены права и интересы более 5,5 миллиона узбекистанцев, а также удовлетворены компенсации ущерба на сумму 74 миллиарда сумов.
Более 53,4% обращений потребителей связаны с коммунальными, строительными и транспортными услугами, 20,9% — с торговлей, 12,5% — с телекоммуникационными, банковскими, финансовыми и социальными услугами, 13,2% — с рекламой и другими вопросами.
Напомним, что в Узбекистане действует институт оценки воздействия законодательных актов на потребителей, а также введена такая практика, как контрольная закупка 12 видов продуктов.
Результаты, к слову, следующие: из 88 образцов 28 наименований продукции были признаны не соответствующими требованиям нормативно-технической документации и отправлены в Агентство "Узстандарт" и Сан-эпидслужбу для принятия соответствующих мер.
Это говорит о том, насколько важно как можно быстрее принять меры, которые позволять повысить качество продукции, с которой имеет дело потребитель.
В этом году, в частности, планируется внедрить рейтинг субъектов предпринимательства, оказывающих услуги потребителям, а также систему цифрового мониторинга наружной рекламы.
Что касается правонарушений, то власти стараются выявлять подобные случаи максимально оперативно и принимать должные меры.
Так, например, только за ноябрь-декабрь прошлого года 85 тысяч абонентов обратились с жалобами на низкое качество отопления. В итоге, 8 миллиардов сумов после перерасчета гражданам были возвращены.
За 2020 год количество правонарушений по доставке жидкого газа достигло 432 тысячи, потребителям, в свою очередь, вернули 1,9 милиарда сумов.