Трезвый подход к узбекскому вину: Леонид Холод о сладких и несладких перспективах отрасли
В Узбекистане выращивают 37 сортов винограда, в стране работают более 40 винных заводов. Этот продукт имеет хорошие рыночные перспективы. Узбекское вино поставляется в Россию и Китай, причем преуспевают и частные винодельни.
Подписывайтесь на Sputnik в ДзенЧто необходимо Узбекистану для развития виноградарства и виноделия, как особенности культуры и вероисповедания влияют на потребление и производство вина и какой сегмент рынка виноградных вин и крепкого алкоголя сможет занять узбекская продукция на внутреннем и внешнем рынках? На эти и другие вопросы Sputnik Узбекистан ответил доктор экономических наук, в прошлом заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия РФ Леонид Холод.
Виноград – эмблема благополучия узбекской экономики
На мировом рынке спрос на виноград в свежем и сушеном виде стабильно растет, в среднем – более чем на $300 млн в год, и конъюнктура позволяет Узбекистану наращивать свою долю в торговле. В этом году в республике рассчитывают довести объем экспорта столового винограда до $200 млн, а экспорт натуральных вин — до $50 млн.
"По мнению ценителей, в Узбекистане производится несколько видов вин отличного качества, которые соответствуют всем требованиям изысканных и имеющих хорошие рыночные перспективы. Продукция поставляется в Россию и Китай, а в производстве качественного классического вина, особенно сухого или полусухого, столь редкого для республики, преуспели небольшие частные предприятия", – отмечает Леонид Холод.
Самым благоприятным в Узбекистане местом для виноградарства считается Караулбазарский район Бухарской области, но виноградники есть практически во всех регионах страны. Особенно их много в Самаркандской, Ферганской и Ташкентской областях.
Что мешает развитию виноградарства и виноделия в Узбекистане?
Леонид Холод отмечает, что засухи и перебои с водой не относятся к основным проблемам виноградарства, потому что в стране активно осваивают капельное орошение, а сама эта ягода растет неприхотливо даже на самых каменистых почвах. Тем не менее эксперт выделяет несколько трудностей, с которыми сталкивается винодельческая отрасль в Узбекистане.
"Зрелый узбекский виноград очень сладкий, сахаристый из-за солнца, поэтому из него сложно произвести классическое сухое или полусухое вино, которое имеет такой большой спрос на мировом рынке. Получается полусладкое или сладкое – мускаты, кагоры, портвейны. Эта особенность и определяет узость рынка для узбекских вин", – уточняет Леонид Холод.
Исходя из этого в Узбекистане для производства сухого вина разработана весьма оригинальная и сложная технология контроля степени спелости и сбора недозрелых плодов. Также для виноградников выбираются предгорья с особым климатическим режимом, позволяющим добиться нормативных сахаристости и кислотности ягод. Кроме того, президентом республики поставлена задача организации крупных виноградных плантаций именно в предгорных районах, скрытых от сильной солнечной активности.
Леонид Холод рассказывает об еще одной особенности в этой отрасли:
"Виноградарство в Узбекистане страдает от старения сортов и недостаточного уровня селекционной работы, от распространения болезней и вредителей, от низкой интенсификации производства. В итоге урожайность в Узбекистане в 1,5–2 раза ниже, чем в других странах Азии", — признает эксперт.
Для решения этой проблемы правительство также принимает меры. В частности, президент поручил широко распространить шпалерный метод выращивания винограда (с использованием специальных опор для распределения лоз), который повышает урожайность в 2–3 раза. Для стимулирования внедрения этой технологии будут компенсироваться из бюджета до 30% расходов на сооружение шпалер.
Ташкент будет сотрудничать в сфере генетики с Курчатовским институтом. В начале июля руководство Мининноваций и президент Курчатовского института Михаил Ковальчук в Ташкенте обсудили перспективы двустороннего сотрудничества и договорились разработать совместную дорожную карту по развитию сотрудничества в области развития виноградарства и виноделия, а также по другим направлениям, представляющим взаимный интерес.
Серьезная проблема для узбекских виноделов — это недостаток или полное отсутствие информации об их продукции и ее позиционированию для продвижения на рынке. Пока в мире мало известно о качественных узбекских винах. Их нужно всеми способами продвигать, знакомить с ними специалистов и потребителей, в том числе через рестораны узбекской кухни.
"Спрос на виноград, в свежем и сушеном виде, на мировом рынке растет, а Узбекистану конъюнктура позволяет наращивать экспорт и винограда, и изюма, и вина. Потенциальные возможности этого агросектора оцениваются минимум в 600 млн долларов, а экспорта изюма и вина – в 500 и 100 млн долларов соответственно. Государство может и должно оказывать посильную помощь в позиционировании за рубежом продукции узбекского виноделия", – убежден эксперт.
В то же время, отмечает он, крайне мало вина потребляют и в самом Узбекистане, где еще недостаточно развита культура его пития: в общем потреблении спиртных напитков оно занимает всего 2%.
Льготы и субсидии для производителей винограда и вина
За разработку и реализацию программ развития винодельческой отрасли в Узбекистане отвечает вновь образованное Агентство по регулированию алкогольного и табачного рынка и развитию виноделия. Площадь действующих виноградников составляет 90 тысяч гектаров, за последние годы было заложено еще 50 тысяч га новых насаждений.
На развитие отрасли выделено 210 млрд сумов, закладываются новые и проводится реновация старых виноградников, организуется качественное водоснабжение и орошение по самым современным технологиям. Кроме того, отменена лицензия на производство вина из собственного сырья, планируется отмена акциза на натуральные вина.
В начале июля президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев на видеоселекторном совещании поставил задачу создать 44 новые экспортоориентированные виноградные плантации в различных областях и обеспечить виноградарей сертифицированным посадочным материалом и средствами защиты растений. Также сделана ставка на популяризацию выращивания винограда на приусадебных участках, по их периметру и вдоль дорог. Идет работа и по выведению новых сортов.
"Виноград — одно из конкурентных преимуществ Узбекистана, – считает Леонид Холод, – и это прекрасно, что отрасль так активно поддерживается властями. Все эти меры будут стимулировать банки к кредитованию производителей и предприятия, а в комплексе, будучи правильно примененными, поспособствуют развитию отрасли".
Вино на экспорт или для местных рынков
По мнению эксперта, если внутри Узбекистана традиции потребления вина начнут меняться, то в стране востребована будет вся линейка качественных сортов. Что же касается мирового рынка, то при продвижении узбекского бренда, например, можно добиться хорошего места и по сладким винам.
Еще один немаловажный аспект – производство и применение дистиллятов. Казахстан имеет довольно большой объем производства зерна, поэтому в Центральной Азии он пока остается лидером по объемам этой продукции. Что же касается виноградных дистиллятов, то здесь Узбекистан имеет все шансы получить пальму первенства.
"В Узбекистане работают в основном с аутентичными местными сортами винограда, которые более продуктивны в местных природно-климатических условиях. Даже уже по этой причине продукция местных виноделов несколько отличается от зарубежной. В производстве используется технология полного цикла, то есть в дело идут собственно виноградный сок, виноградный жом, виноградные косточки и виноградные гребни", — поясняет Леонид Холод.
Гастрономический и винный туризм – новый тренд Узбекистана?
В последние годы в республике быстро развивается сфера туризма. Посещая исторические места, в том числе Самарканд, Бухару, Хорезм и другие города, гости знакомятся с богатыми гастрономическими традициями Узбекистана.
"Узбекистан становится туристической Меккой, и даже пандемия не смогла снизить поток желающих посетить эту удивительную страну. Поэтому при расширении за счет энотуризма (винного туризма) весьма успешной и привлекательной для приезжих гастрономической программы можно было бы задействовать потенциал узбекского виноделия. Узбекистан хранит богатейшие гастрономические традиции, такие, что даже в Москве узбекские рестораны одни из самых популярных", – рассказывает Леонид Холод.
Кроме того, эксперт отмечает, что многие побывавшие в Узбекистан жалуются, что в меню местных ресторанов слабо представлено или вовсе отсутствует узбекское вино. А в основных винодельческих Самаркандской, Ферганской и Ташкентской областях энотуристов принимают только четыре винодельческих плантации.
Для продвижения продукта нужны экскурсии на частные винодельни, показывать, как растет виноград и как его собирают, вовлекать людей в процесс изготовления вина, проводить дегустацию местных вин и знакомить с буднями фермеров.
Винное прошлое Узбекистана
В Центральной Азии виноград был введен в культуру около 6 тысяч лет назад. Столько же здесь существует виноделие, о чем свидетельствуют многочисленные археологические находки — осколки амфор и винных кувшинов. Местные жители, в основном исповедовавшие зороастризм, почитали вино, которое широко использовалось, помимо прочего, в религиозных обрядах. А само виноградарство поощрялось и развивалось.
Развитию виноделия на территории современного Узбекистана способствовали походы Александра Македонского в 367–369 гг. до н. э., принесшие с собой смешение и взаимное обогащение культур и традиций, в том числе винодельческих. В VII веке н. э. после арабского завоевания в Центральную Азию пришло мусульманство, прямо запрещавшее изготовление и употребление алкогольных напитков. Это повлияло на развитии виноделия. При этом виноградарство было переориентировано на производство столовых сортов.
Традиции виноделия в Центральной Азии начали возрождаться Российской империей в XIX веке. Например, в 1867 г. купцом Иваном Первушиным был построен первый винокуренный завод в Ташкенте. Напитки предприятия Первушина ценились и хорошо продавались в России и за границей.
В 1868 году купцом Дмитрием Филатовым в Самарканде было основано предприятие по производству вин. "Самаркандское виноградное вино Филатова" поставлялось к императорскому двору и завоевывало высшие награды на международных винных конкурсах. Сегодня это крупнейшее узбекское предприятие носит имя ученого-винодела, профессора Михаила Ховренко, возглавлявшего его в 1930-е годы. Винзавод до сих пор функционирует, и при нем даже создан музей, в котором проводятся экскурсии для организованных групп. Вторым по объемам производства ликероводочной продукции остается комбинат "Ташкентвино".
В советский период Узбекистан был лидером среди поставщиков вина. Так, в 1980 году в республике, где было сосредоточено 58% всех виноградников Центральной Азии, произвели 13,6 млн декалитров вина, оставаясь в линейке ведущих советских производителей, конкурируя с Грузией, Арменией и Молдавией. Теперь у страны есть возможность вернуть былые позиции не только на постсоветском пространстве, но и на мировой арене.