Что известный шведский специалист может привнести на консервативный рынок Узбекистана и за что его благодарят в АвтоВАЗе и ГАЗе, корреспондент Sputnik обсудил с независимым автоэкспертом Алексеем Шараповым и партнером аналитического агентства "Автостат" Игорем Моржаретто, которые знакомы с Андерссоном лично.
Зачем Бу Андерссона позвали в Узбекистан?
С 2018 года UzAuto Motors претерпевает масштабные изменения, цель которых превратить убыточный бизнес в стабильную прибыль. Завод получил льготы и был освобожден государством от налогов. Однако пока автомобили на экспорт продаются дешевле, чем на внутреннем рынке.
По мнению узбекских специалистов, Андерссон способен помочь компании модернизировать производство и преодолеть кризис, связанный с логистикой и дефицитом полупроводников.
"Он абсолютный профессионал. В его биографии нет мест, где "не получилось". Если нужно будет выпускать телегу с лошадью, UzAuto будет выпускать телегу с лошадью", — уверен Алексей Шарапов.
Абсолютный профессионал, но не дипломат
С 2009 по 2013 год Андерссон руководил российским автозаводом ГАЗ, где показал свою эффективность. Позже он был привлечен на пост президента АвтоВАЗа, где поднимал производство. У шведского специалиста достаточно жесткий характер, что отмечают и наши автоэскперты, но равных в деле ему нет.
"Именно при Бу Андерссоне ГАЗ сделал важный шаг: перешел от дешевой ненадежной ГАЗели к более современным моделям "ГАЗель Бизнес" и "ГАЗель" NEXT", — отмечает Игорь Моржаретто.
Под руководством шведского менеджера "Группа ГАЗ", несмотря на санкции, которые обрушились на нее последние годы, сумела выстоять и остаться крупнейшим производителем коммерческой техники в РФ. В 2012 году компания получила чистую прибыль 8,8 миллиарда рублей по МСФО, что на 3,5 % превысило показатель 2011 года.
За два года работы в АвтоВАЗе Андерссон провел полную трансформацию производства, избавился от одиозных поставщиков и привел серьезных надежных партнеров. Но принципиальный швед не смог ужиться с бывшими компаньонами, из-за чего покинул концерн, так и не завершив начатое до конца.
"Он руководит по-армейски, что спасло в свое время ГАЗ и АвтоВАЗ. Я думаю, что абсолютно любое дело, куда его поставят, несомненно начнет развиваться, но вот друзей у него не будет", — считает Алексей Шарапов.
Напомним, что именно при шведском топ-менеджере было выведено семейство автомобилей Lada Vesta, получивших признание даже на Западе.
Западный подход на Востоке — с чем придется работать Андерссону в Узбекистане
Что касается назначения Андерссона главой в узбекский автоконцерн, по мнению Игоря Моржаретто, для шведа это будет сложная страна с точки зрения системы взаимоотношений. Автоэксперт отмечает, что в Узбекистане нужно считаться с интересами разных категорий и групп влияния, а Бу в этом смысле не слишком дипломатичен.
"Я поздравляю Андерссона, но ему будет трудно. На востоке традиционно настороженно относятся к иностранцам, которые возглавляют национальные предприятия", — отметил Игорь Моржаретто.
В то же время Алексей Шарапов добавляет, что для шведского специалиста не важно, в какой компании и какой стране работать, также не имеет значения актуальность модельного ряда, главное, что этот человек "умеет бороться с бардаком на автопроизводстве".
Бу Андерссон награжден премией международного Российского автомобильного форума 2013 года "За вклад в интеграцию российской автомобильной промышленности в мировую автомобильную промышленность", а также признан "Лучшим руководителем 2010 года" в российской автомобильной промышленности на международном автомобильном форуме Адама Смита.