ТАШКЕНТ, 21 янв — Sputnik. Власти "Талибана"* согласовали железнодорожный маршрут, который свяжет Узбекистан с Пакистаном. Об этом 20 января сообщило агентство Sputnik Афганистан со ссылкой на заместителя пресс-секретаря "Талибана"* Инамуллу Самангани.
По проекту, дорога пройдет через город Мазари-Шариф, а также провинции Баглан и Бамиан.
Какую выгоду может принести Трансафганская железная дорога Узбекистану, учитывая, что в прошлом году республика начала обсуждения проекта совместно с Россией, Казахстаном, Пакистаном и временным правительством Афганистана?
Ответ на вопрос — в обзоре Sputnik.
Ахиллесова пята Афганистана
Трансфганскую железную дорогу "Термез — Мазари-Шариф — Кабул — Пешавар", которая свяжет Центральную и Южную Азию, называют "стройкой века".
Начав сотрудничать с Афганистаном, Узбекистан стал исходить из принципа, что военного решения афганской проблемы не существует. Единственный выход —экономическая модернизация страны, говорит директор Центра исследовательских инициатив Ma`no, политолог Бахтиёр Эргашев.
Уязвимое, слабое место Афганистана — это отсутствие транспортной инфраструктуры. Афганистан — одна из немногих стран в мире, которая в начале XXI века не имела ни одного километра железной дороги на своей территории.
Между тем, по словам эксперта, у Афганистана огромнейший транзитно-транспортный потенциал. Он проявляется в выгодном географическом положении между регионами Южной Азии, Центральной Азии и Средним Востоком.
Кабул и Кандагар всегда были одними из основных пунктов торговых отношений между Индией, Средним и Ближним Востоком, Центральной Азией, говорит эксперт.
Узбекистан осознает важность транспортных связей для устойчивого экономического роста.
Именно их и обсуждали представители более чем 40 стран в прошлом году на международной конференции "Центральная и Южная Азия: региональная взаимосвязанность" в Ташкенте, в ходе которой выступили президент Шавкат Мирзиёев, генсек ООН Антониу Гутерриш, а также представители МИД России, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана.
Большой доход для страны
Одним из обязательных показателей развитой экономики каждой страны является транспортная инфраструктура. В этом ключе Афганистан — главная заинтересованная в создании железной дороги с вышеуказанным маршрутом сторона. Но проект важен и для других вовлеченных стран.
Узбекистану он даст выход к Аравийскому морю и новым рынкам сбыта продукции —Пакистану с населением свыше 200 миллионов человек и потенциально Индии, считает Бахтиёр Эргашев. Это прямые торговые связи между Южной и Центральной Азией.
В свою очередь, Пакистан и Индия также получают возможность быстрого и беспрепятственного транзита своей продукции.
В экономической целесообразности проекта уверен и Михаил Блинкин, директор института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ.
По его мнению, коридор важен и перспективен для каждой страны-участницы проекта, так как между Азиатско-Тихоокеанским регионом и Европой поток выгодных высокомаржинальных грузов исчисляется десятками миллионов TEU (прим. ред. —единица измерения объема контейнера, около 21,6 тонны).
"Любой стране, в частности, Узбекистану очень выгодно стать транзитером на больших мировых потоках. Если, к примеру, удастся отщепить какую-то часть этого грузопотока, хотя бы один миллион TEU, то это очень большой доход для страны", — считает Блинкин.
О выгодах для Узбекистана рассказал также Станислав Тарасов, востоковед и эксперт по проблемам стран Ближнего Востока и Кавказа.
"Узбекистан играет серьезную и важную роль в развитии Афганистана, где исторически проживает много этнических узбеков. Их роль в управлении и экономике страны всегда была заметна. Участвуя в проекте, Узбекистан укрепляет свое геополитическое положение и значимость в регионе", — прокомментировал Тарасов.
Чем поможет РЖД
Однако для реализации подобного проекта нужно грамотное техническое консультирование, которое может обеспечить Россия.
"Страна в лице РЖД (холдинг "Российские железные дороги". — Sputnik) поддержала инициативу строительства коридора и выразила готовность выделить определенную сумму на подготовку ПТЭО (предварительное технико-экономическое обоснование)", —говорит Эргашев.
Перечисляя выгоды России, эксперт называет перспективы выхода на пакистанский рынок и возможность активно участвовать в процессах экономической модернизации Афганистана и укрепления там своих позиций.
"Спокойный Афганистан для России крайне важен", — отмечает Эргашев.
Стоит напомнить, что встреча между РЖД и O‘zbekiston temir yo‘llari по обсуждению проекта состоялась в конце октября ушедшего года.
Стороны договорились об обмене техническими и картографическими параметрами между проектными структурами и НИИ. Также среди договоренностей — совместный расчет пропускной способности, определение плюсов и минусов каждого предполагаемого маршрута на афганском участке.
Тем не менее, на данный момент строительству железной дороги препятствуют нехватка денег и отсутствие безопасности. Об этом в интервью Sputnik Афганистан заявлял советник по экономике посольства России в Афганистане Ренат Борануков.
"Реализация подобных инициатив требует наличия соответствующей инфраструктуры, которая пока существует только в виде проектов. Мы внимательно следим за развитием событий на треке строительства трансафганской ж/д, а в основных технических консультациях принимают участие и российские специалисты", — сообщил он.
* — организация находится под санкциями ООН за террористическую деятельность
Читайте также: