ТАШКЕНТ, 6 ноя — Sputnik. Сегодня в Джизаке открыли памятник Шарафу Рашидову, и именно сегодня исполнилось 40 лет со дня пуска первой линии ташкентского метро — Чиланзарской. Казалось бы, какая связь? Но она есть, и что ни на есть самая символичная, так как первая линия столичного метро появилась только благодаря настойчивости и энтузиазму Шарафа Рашидова, пробившего этот проект у руководства в Москве.
Первое в Средней Азии
Молодому поколению ташкентцев трудно себе представить, что город их мам и пап еще каких-то сорок лет назад жил без метро. Да что говорить о метро, когда-то в Ташкенте и автобусов практически не было.
Четыре десятка лет на стальных рельсах, ни одной остановки работы метро, а сколько поколений, судеб, интересных историй остались за тоннелями ташкентской подземки.
В августе 1971 года было принято распоряжение о начале строительства метрополитена в Ташкенте. Однако в документе было одно очень важное условие — долевое участие Узбекистана в строительстве, то есть строили в какой-то степени за свой счет. Республика согласилась выделять немалые ассигнования, в противном случае Москва не стала бы финансировать проект.
Вторая линия метро — Узбекистанская — была введена в эксплуатацию 7 декабря 1984 года.
Отметим, что идея создания метро появилась во время восстановления Ташкента после сильного землетрясения в 1966 году. Строители учитывали специфические условия города, его высокую сейсмичность, лессовые просадочные грунты и жаркий климат.
В настоящее время данная линия метро достраивается, и горожане, особенно жители Юнусабада, с нетерпением ждут пуска новых станций, ведь этот район является одним из самых густонаселенных в Ташкенте.
Метрополитен развивается
На сегодняшний день столичный метрополитен состоит из трех линий, включающих 29 станций. Общая протяженность линий превышает 39 километров.
Пассажиры считают метрополитен самым удобным, быстрым, безопасным видом транспорта. Специалисты объясняют популярность метро его высокой провозной способностью, надежностью движения поездов, строгим порядком на станциях и в поездах. И все сходятся во мнении, что метрополитен — самый современный вид городского транспорта.
Однако, есть у него и свои проблемы. К примеру, пассажиры часто жалуются на длинный интервал между поездами. Также отсутствуют современные механизмы оплаты, к примеру, пластиковые карты для осуществления бесконтактных платежей.
Но, кажется, руководство метрополитена иногда слышит чаяния людей. На недавно прошедшей пресс-конференции представители Ташкентского метрополитена заверили, что до конца 2018 года будет внедрена полноценная автоматизированная система оплаты проезда при помощи различных специализированных пластиковых карт. Это нововведение сократит очереди в кассах, а также время захода пассажиров в метро.
Согласно плану развития Ташкентского метрополитена до 2030 года, сейчас ведутся работы над проектами двух станций Узбекистанской линии — от станции "Беруний" в сторону Каракамыша, трех станций Чиланзарской линии — от станции "Буюк ипак йули" до массива ТТЗ, и пяти станций Юнусабадской линии — от станции "Мингурик" до Южного вокзала. В общей сложности планируется увеличить протяженность линий метрополитена до 160 километров. Также будет построено 102 километра надземных сетей.
Ташкентская подземка — чудо искусства
Ташкентское метро снискало славу одного из самых красивых в мире. Сюда с экскурсиями водят иностранцев. Даже для жителей Узбекистана, приезжающих из дальних уголков страны, проехаться на метро — обязательный пункт визита в столицу.
Кстати, "мир Ташкентского метро" студенты архитектурного и художественного вузов изучают как отдельную тему по художественному оформлению.
Использование большого разнообразия отделочных материалов: мрамор, гранит, прессованное стекло и применение различных видов национальной традиционной отделки — росписи, резьбы по ганчу и художественной керамики — все это придает неповторимую самобытность и оригинальность, свойственные каждой отдельной станции.
Ташкентское метро включено практически во все рейтинги красивых туристических объектов. Жаль, правда, что в нем запрещено фотографировать.
Подписывайтесь на канал Sputnik Узбекистан в Telegram, чтобы быть в курсе последних событий, происходящих в стране и мире.