ТАШКЕНТ, 26 окт — Sputnik. Одна из достопримечательностей сегодняшнего Ташкента — это, бесспорно, общие дворы, где проживают сразу по нескольку семей как бы маленькими общинами. В этих дворах всегда царит своя особая аура, и всех встречают по-восточному — с радушием, гостеприимством. Корреспондент Sputnik, которому очень полюбились эти места, решил рассказать о них читателям.
Именно этот художественный образ старого одноэтажного Ташкента ярко обрисован в романе Дины Рубиной "На солнечной стороне улицы". Кажется, что писательница, которая сама воспитывалась в атмосфере послевоенного Ташкента, главным героем своего нашумевшего произведения сделала сам город. А ташкентским дворам в своем романе Рубина буквально поет гимн. С тех пор в них так ничего и не изменилось, и та самая жизнь и уклад сохраняются здесь по сей день.
"Что такое узбекский двор?— задается вопросом автор. Это комплекс полного жизнеобеспечения. Сам дом, наверху — балхана… Это… нечто вроде пристройки наверху… так что дом тогда казался двухэтажным… А крыши… они земляными были, поэтому весной на них прорастала трава, трепетали нежным пламенем первые маки под еще свежим ветерком…", — пишет Рубина.
Коммунальные дворы узбекской столицы — это колыбель мира, добра и дружелюбия. Испокон веков люди здесь жили одной большой и дружной семьей: вместе варили обед, вместе собирались за одним столом, вместе воспитывали детей, вместе радовались и вместе горевали. Такое впечатление, что здесь люди учились жить вместе всегда.
По мнению одного из видных столичных краеведов, эксперта-историка Бориса Голендера, Узбекистан уникален в этом смысле, он как государство, стоящее на Великом шелковом пути, научил за тысячелетия своего существования разных людей понимать друг друга, независимо от их религии, характера, уклада жизни, национальности, возраста и так далее.
"Люди умели находить что-то общее в своей жизни, общий язык всегда: и в доисламское время, и в исламский период. Здесь жили и христиане, и мусульмане, и буддисты, и язычники, и все они могли совместно сосуществовать, работать, потому что иначе не было бы никакого Шелкового пути. Вот это самое главное!" — пояснил специалист.
И этот ташкентский характер, да и вообще характер людей, живших на территории Великого шелкового пути, сохранился до наших дней. Может быть, причина того, что в Ташкенте люди чрезвычайно дружно жили и живут в коммунальных дворах, и в этом.
В таком дворе жила и Анна Ахматова, где по соседству с ней квартировался Абдулла Каххар. Перед войной он получил дом, потом уплотнился, и там стали жить другие писатели. Все они жили в одном дворе по улице Жуковского.
"Это был одноэтажный дом с балханой, и там комнатки выходили во двор, двор был весь такой с пристройками — айваном, кухней", — вспоминает один из старожилов столицы.
Сейчас в Ташкенте общих или коммунальных дворов осталось не так уж много, в основном в районе Алайского базара, вокруг парка Тельмана, на Госпитальном, по улице Шота Руставели, около Ирригационного.
Виной тому и ташкентское землетрясение 1966 года, когда полгорода было практически разрушено. По словам старожилов, тогда большая часть исторического Ташкента почти была потеряна. Однако, несмотря на это, дореволюционные дворы сохранились еще и в старой части столицы, например, в Шайхантохурском районе. Там и сегодня все так, как описано у Рубиной:
"По двору протекал арык, над ним строили такой квадратный деревянный помост — айван, или супу… бросали на него множество курпачей — небольших, простеганных вручную, ватных одеял. От них всегда попахивало прелым человеческим душком, стирать их не стирали, а вывешивали на солнце — сушили, проветривали… От арыка шла прохлада в жаркий день, и звук бегущей воды успокаивал, расслаблял…", — повествует автор романа.
Одна из жительниц такого двора в Шайхантохуре поделилась, что уже много поколений ее род живет в этом доме. Все живут мирно, дружно с соседями, которые их окружают, одной большой семьей, рассказывает Марьям-апа.
"Я сегодня не представляю своей жизни без этого своего дома. Здесь умер мой прадед, дед и отец. Для нас узбеков очень дороги родные стены, и мы редко покидаем их, только в случае крайней необходимости. Но и легко приютим того, кто нуждается в этом", — добавила старушка.
Кстати, в каждой такой махалле обязательно есть своя чайхана, потому что узбекский мужчина без чайханы все равно что англичанин без его клуба. Или как это поется в знаменитой песне легендарной "Яллы" — "На Востоке, на Востоке, что за жизнь без чайханы". В выходные многие узбеки сидят в чайхане в чапанах, тюбетейках, и весь день гоняют чаи. Вековые народные традиции.
Сегодня по общим коммунальным дворам Ташкента организовывают экскурсии для туристов, показывают быт и уклад узбекских семей. Подобные туры набирают все большую популярность не только у иностранцев, но и наших граждан. Ведь всем интересно посмотреть, как там, на этой солнечной стороне улицы!