О том, кто и почему выбирает для себя халяльные товары, корреспонденту Sputnik рассказала ассистент кафедры маркетинга Российского экономического университета (РЭУ) им. Г.В. Плеханова Венера Кадерова.
— Венера Ахметшаевна, как меняются год от года продажи халяльных товаров в России?
— До последнего времени в этой сфере наблюдался стабильный ежегодный рост. В последние два года на динамику потребления халяльной продукции негативно повлияли экономический кризис и снижение доходов населения в целом. Российские мусульмане привыкли к халяльным продуктам и не отказываются от них полностью, но сегодня, как правило, стараются экономить, потреблять в меньших объемах, чем прежде.
— Вы изучаете маркетинг только халяльной продукции?
— Я пишу диссертацию в РЭУ им. Г.В Плеханова на тему «Маркетинг культурно-обусловленных товаров». К этой группе относятся кошерные, халяльные, экологически чистые и другие товары, которые ограничены какой-то идеей. Мои исследования основаны на двухлетнем динамическом изучении маркетинга халяльных товаров, отчасти потому, что я сама — мусульманка, и эта тема мне с детства хорошо знакома.
Как ни странно, оказалось, что почти половина (около 45%) покупателей халяльных товаров ислам не исповедуют. Они воспринимают эту продукцию просто как экологически чистую, качеству которой можно доверять, потому что его контролирует Совет муфтиев России.
Меня удивило, что и мои студенты в РЭУ знают об этих товарах и покупают их. Я предполагала, что в этой теме разбирается более старшее поколение, но оказалось, что и молодежь не остается в стороне.
— Сколько россиян, по вашим данным, имеют представление о халяльных продуктах?
— Исследование проводилось в основном в Москве, и по его результатам невозможно назвать точное количество потребителей. Но наш опрос показал, что около 70% респондентов пробовали, либо пользовались халяльной продукцией или услугой, а около 85% опрошенных знают, что такое халяльные продукты.
Мы проводили наши исследования — экспертный опрос и мониторинг рынка также в Казани, и узнали, что многие производители халяльной продукции сегодня весьма активно развиваются и испытывают необходимость в разработке специальных маркетинговых стратегий. В Казани активно открываются халяльные магазины и кафе.
— Кто-то в России занимался до Вас подобными исследованиями?
— Какими методами вы пользовались в работе?
— Я использовала целый комплекс маркетинговых исследований. Среди них были изучение рынка по данным из интернета, глубинные интервью с потребителями и производителями халяльной продукции, экспертные опросы посетителей ежегодной выставки «Халял Экспо». Мы изучали, какие новые товары ежегодно выходят в этой категории. Например, открытием для меня стал выход на российский рынок в текущем году детского халяльного питания.
— В сферу вашего исследования попали только продукты питания?
— Да, я акцентировала на них свое внимание, но в определенной мере рассматривала и некоторые связанные с ними услуги в сфере туризма и образования. Например, в Казани работают детские сады, школы и даже один институт, получившие сертификат «Халяль». Учащихся кормят халяльной едой, требуют от них соблюдения некоторых требований к одежде, кроме того, расписание занятий выделяет им время на молитву.
В этом году сертификат «Халяль» получили еще несколько гостиниц в Москве. Конечно, такая сертификация для гостиниц тоже касается питания.
Можно отметить направление, связанное с производством одежды. Сегодня очень много швейных компаний в своей продукции делают упор на традиционные модели для мусульман, хотя эта одежда пользуется определенным спросом и у людей, не имеющих отношения к исламу.
— Каким вы видите практическое применение своей работы?
— Она может быть полезна компаниям-производителям халяльных продуктов, даст им рекомендации как правильно позиционировать продукт, какие инструменты коммуникации окажутся наиболее эффективными.
Что касается производителей продуктов питания, то они нечасто используют маркетинговые инструменты и возможности даже при формировании цены на продукцию, и лишь ориентируются на конкурентов. Поэтому сегодня научно-практические исследования дальнейшего развития этой отрасли, которыми мы занимаемся, думаю, будут очень актуальны.