Дильшод Азимов: в Узбекистане потребитель – король на рынке

© Sputnik / СтрингерНачальник Управления контроля за рекламной деятельностью и защиты прав потребителей Госкомконкуренции Дильшод Азимов
Начальник Управления контроля за рекламной деятельностью и защиты прав потребителей Госкомконкуренции Дильшод Азимов - Sputnik Узбекистан
Подписаться
Узбекские потребители в случае нарушения своих прав могут напрямую обращаться в госорганы, минуя поставщиков и общественные организации. Представитель Госкомконкуренции Дильшод Азимов рассказал корреспонденту Sputnik об особенностях системы защиты прав потребителей в стране.

Ташкент, 15 мар — Sputnik. Сегодня отмечается Всемирный день защиты прав потребителей. О том, как в Узбекистане поставлена эта работа, чем больше всего недоволен сегодняшний потребитель, какая реклама его раздражает и куда будет двигаться узбекский консьюмеризм, корреспонденту Sputnik рассказал начальник Управления контроля за рекламной деятельностью и защиты прав потребителей Госкомконкуренции Дильшод Азимов.

— Насколько сегодня в республике поставлена работа по защите прав потребителей?

Правительство Узбекистана поручило мобильным операторам улучшить связь
— Как и для многих других государств, в нашей республике основным базисом для построения национального законодательства и выработки политики в данной области стали Руководящие принципы защиты интересов потребителей, принятые Генеральной Ассамблеей ООН в 1985 году. Этот документ заложил международные основы цивилизованной потребительской политики, закрепившие основные права потребителей, такие как право на безопасность товаров, право на информацию, право на выбор продукции, право на возмещение ущерба и многое другое.

В апреле 1996 года в Узбекистане был принят закон "О защите прав потребителей". Сегодня этот закон, уже имеющий двадцатилетнюю историю, стал неотъемлемой частью узбекской правовой системы, где защита прав и свобод гражданина гарантирована в первую очередь Конституцией.

Если же коротко охарактеризовать особенности нашей системы по защите прав потребителей, то в отличие от других стран, где в большинстве случаев потребители не имеют права напрямую обращаться в госорганы по вопросам защиты своих прав, предварительно не обратившись с претензией к поставщику услуг или с соответствующим заявлением в общественные организации, наша система намного гибче.

Узбекское законодательство в случае нарушения прав потребителя позволяет гражданам обращаться непосредственно либо в суд, либо в соответствующие общественные или государственные организации.

Женские ноги - Sputnik Узбекистан
В узбекской рекламе предложили запретить эротику
Такое обращение, например, в Государственный комитет по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции оформляется в письменной форме или в электронном виде через правительственный портал интерактивных услуг my.gov.uz, либо в устной форме по телефону доверия. Обращения независимо от их формы рассматриваются и обрабатываются одинаково ответственно. Затем на основе поступившего обращения проводится соответствующее расследование с участием сторон и в результате, как показывает практика, подавляющее число обращений потребителей, а это более 90%, решается в их пользу.

В остальных случаях это либо анонимные обращения, либо ситуации, в которых претензии потребителей несостоятельны. Но в любом случае для нашего органа с момента его создания в 1996 году приоритетом является защита прав потребителей. Для нас потребитель всегда прав, он — король на рынке, и мы, естественно, будем защищать его до конца.

— А что может послужить основанием для привлечения к ответственности за нарушение потребительских прав?

— Основанием может послужить все что угодно, если налицо какое-либо нарушение. Даже малейший намек на это может стать причиной разбирательства. Скажем, реклама по ТВ назвала стоимость товара в 1000 сумов, а потребителю говорят, что цена изменилась до 1200 сумов, потому что ролик старый и произошло повышение цен. Тут приходим мы и говорим, если в момент повышения вы транслировали старый ролик, то будьте любезны соответствовать вашей же рекламе. А иначе все это будет рассматриваться как нарушение законодательства, причем в совокупности — не только о правах потребителей, но еще и о рекламе.

Поводом для привлечения к ответственности для нас могут стать даже публикуемые комментарии потребителей в Интернете. Конечно, прежде чем выдвинуть какие-либо обвинения, мы со своей стороны начнем тщательный анализ и глубокое изучение проблемы. В связи с этим мы внимательно отслеживаем глобальную сеть.

На автостоянке возле завода General Motors - Sputnik Узбекистан
В Узбекистане упростят продажу автомобилей
Известно, что на сегодня в соцсетях создано немалое количество групп потребителей, в которых люди делятся своими проблемами и впечатлениями о качестве оказанных услуг и приобретенных товаров. Для нас это огромный ресурс. Он помогает нам отслеживать тенденции и ориентироваться в тех сферах, в которых возникает наибольшее количество потребительских проблем, принимать соответствующие решения, планировать деятельность комитета.

В любом случае, для нас информация, озвученная в СМИ и в Интернете, также является основанием для рассмотрения признаков нарушения прав потребителей в рамках нашего законодательства.

— Вы сами сказали, что закон "О защите прав потребителей" был принят 20 лет назад. За это время он не устарел?

— Да, закон принят 26 апреля 1996 года. Но за это время в него было внесено порядка 10 поправок. Мы постоянно работаем над его совершенствованием и следим за тем, чтобы он соответствовал всем новым требованиям, выдвигаемым на потребительском рынке.

К примеру, одна из последних и существенных наших поправок в закон, которую мы предлагаем, связана с тем, чтобы в поле зрения этого документа как потребители попали не только физические лица, но и юридические. К сожалению, в нынешней редакции закона юридическое лицо не рассматривается как его субъект, мы же хотим расширить это понятие и отнести к потребителям не только конкретных людей, но и фирмы, организации, учреждения и так далее.

Ведь не только физическое лицо может приобрести товар в личное пользование и для собственных нужд. Такое часто происходит и с юридическими лицами. Поэтому мы хотим, чтобы они, наравне с гражданами, использовали все преимущества этого закона и защищали свои права. А сейчас, когда они обращаются, их жалобы зачастую отвергаются с ссылкой на то, что они находятся вне поля юрисдикции данного законодательства.

— Не все товары на нашем рынке подлежат возврату. Что сегодня нельзя обменять или вернуть и почему?

— У нас имеется перечень товаров, не подлежащих обмену или возврату. Этот список утвержден Кабинетом Министров и может время от времени меняться. Так, сегодня на нашем рынке нельзя вернуть, если, конечно, товар явно не испорчен или с прошедшим сроком годности, такие виды продукции, как лекарства и медицинские препараты, золото, бриллианты, автомобили, мебель, средства личной гигиены и так далее. Всего на сегодняшний день в этот список входят около 15 наименований товаров. И вернуть эту продукцию, если на то нет явных, говорящих в вашу пользу причин, нельзя.

— Лидирующей по числу жалоб наших граждан на сегодня продолжает оставаться сфера ЖКХ. Ваш комитет что-то сделал в этом направлении?

— Прежде чем ответить на этот вопрос, хочу отметить, что в рамках проводимой нами работы по защите прав потребителей количество обращений и жалоб в наш комитет и его территориальные органы за последние годы значительно увеличилось. Этого мы добились благодаря тому, что работаем непосредственно над повышением потребительской культуры наших граждан посредством СМИ, ведем просветительскую работу.

За прошлый год к нам поступило свыше 50 тысяч обращений потребителей, причем как в письменной форме, так и по "телефону доверия". По результатам изучения из общего числа жалоб 92,5% решены в пользу потребителей. Было произведен перерасчет за неоказанные и некачественные услуги на сумму свыше 1,3 миллиарда сумов.

Рабочий устанавливает радиатор отопления в подъезде жилого дома - Sputnik Узбекистан
Узбеков больше всего волнуют проблемы ЖКХ
Вы правы, больше всего жалоб, а именно 58%, пришлось на коммунальную сферу, которая продолжает оставаться больным вопросом для населения страны. Потребители недовольны коммунальщиками, газовиками, электроснабжающими организациями. В этой связи в данном направлении мы продолжаем вести усиленную работу, и поверьте, сюда мы привлекли самых лучших своих специалистов.

На втором месте после сферы ЖКХ идет сфера торговли и общепита (20,4%), на третьем — транспорт, услуги связи и коммуникаций, куда входит также мобильная связь и Интернет (9,1%).

Чтобы хоть как-то повлиять на эффективность решения проблем с ЖКХ, мы внедрили систему рассмотрения жалоб от населения на местах, то есть с участием специалистов Госкомконкуренции осуществляется прием потребителей по конкретным вопросам и обращениям во всех филиалах газоэлектроснабжающих организаций и других коммунальных предприятий. Такая практика вполне себя оправдала, мы стали получать конкретные результаты и число жалоб пошло на спад.

К примеру, по итогам 2015 года всего по коммунальным вопросам было принято свыше 7,7 тысячи потребителей. Из них 5,6 тысячи потребителей были даны разъяснения, а проблемы более 1,7 тысячи граждан решены на месте. К тому же был произведен перерасчет более чем на 391 миллион сумов. Конечно, это сухая статистика, но для нас она — конкретная работа с живыми людьми.

— Что вы можете пожелать нашим гражданам во Всемирный день защиты прав потребителей?

— Нужно всегда отстаивать свои права и быть уверенным, что закон всегда на стороне потребителя. А мы в свою очередь готовы в любой момент придти на помощь.

Лента новостей
0