Пять причин недолюбливать узбекский автопром

© Sputnik / Игорь Зарембо / Перейти в фотобанкРабочие в цехе сварки кузовов автосборочного предприятия
Рабочие в цехе сварки кузовов автосборочного предприятия - Sputnik Узбекистан
Подписаться
Корреспонденты Sputnik Узбекистан решили выяснить почему узбекистанцы не только не удивились "посадкам" в рядах руководителей отечественного автопрома, но и призывают проводить их еще более активно.

ТАШКЕНТ, 17 мая — Sputnik. В последние недели отечественный автопром оказался в центре серьезного коррупционного скандала. В СМИ просочилась информация об аресте главы совместного предприятия GM Uzbekistan Тохиржона Джалилова, а также отстранении от должности вице-премьера Узбекистана Улугбек Рузикулов, который возглавлял госкомпанию "Узавтосаноат".

Насколько эти слухи правдивы, покажет время, но та быстрота, с которой жители Узбекистана не только поверили в них, но и распространили, ярко отразила весь тот негатив, накопленный от общения с представителями этой отрасли. Корреспонденты Sputnik Узбекистан решили выяснить почему узбекистанцы не только не удивились "посадкам" в рядах руководителей отечественного автопрома, но и призывают проводить их еще более активно.

Причина первая: цена

Цены на узбекские автомобили, продаваемые на внутреннем рынке, уже давно стали притчей во языцех во всех странах Центральной Азии. GM Uzbekistan, гордо называющий себя первым автопроизводителем в регионе, делал все для того, чтобы население страны не имело доступа к своим же автомобилям. Цены на одни и те же модели внутри страны и за ее пределами рознились в разное время на 20-50%.

Не стал исключением и текущий год. Сейчас, например, в московских автосалонах можно приобрести Gentra за 439 тысяч рублей (примерно 6753 долларов), Nexia — за 379 тысяч рублей (около 5830 долларов). В отечественных же автосалонах цены на порядок выше — Nexia стоит от 6600 до 7780, а Gentra так и вообще от 9700 до 12600 долларов. И это при том, что в России в отличие от Узбекистана действует эффективная система автокредитования и больших скидок с уже озвученных цен.

Конвейер завода Дженерал Моторс - Sputnik Узбекистан
Правоохранительные органы Узбекистана проводят проверку GM Uzbekistan

Так, что разница как говорится налицо. И это при том, что в российской цене еще закладываются и значительные транспортные расходы по доставке автомобилей. Недавно сам GM Uzbekistan возмущался внезапно выросшими тарифами у российских железнодорожников, которые помешали им вовремя доставить первую партию Ravon покупателям в РФ по заявленным ценам. Получается абсурдная ситуация, когда узбекские автомобили стоят дешевле далеко за пределами страны и достаточно дорого внутри нее.

Причина вторая, валютная

Один из главных атрибутов независимого государства — национальная валюта. Есть она и в Узбекистане. "Сум" используется повсеместно, но, если вы пожелаете приобрести отечественный автомобиль в автосалоне GM вас ждет неприятный сюрприз — хотите авто, гоните доллары. И этой ситуации уже больше 10 лет.

Только в последние лет пять после кучи жалоб, заваливших офисы GM Uzbekistan и АК "Узавтосаноат", автосалоны стали продавать машины за сумы. Но и здесь был свой подвох — это были только определенные модели, по большей степени самые дорогие и не востребованные на внешнем рынке. Но покупатели были и этому рады, как говориться, даренному коню в зубы не смотрят.

Однако и эта лавочка просуществовала недолго. Сегодня в узбекских автосалонах все автомобили опять продаются за доллары. Как сообщил корреспонденту Sputnik представитель одного из автосалонов, в компании есть план по добору валюты, которую не смогли привлечь за счет продаж авто за границей, это что-то около 50 миллионов долларов. Когда этот рубеж будет пройден, тогда возможно и снова откроются продажи сумовых позиций автомобилей, а пока — ищите доллары.

Презентация нового автомобильного бренда RAVON - Sputnik Узбекистан
GM Uzbekistan: кризис даст нам ряд преимуществ

Вся эта ситуация осложняется тем, что в Узбекистане невозможно купить валюту в банках для дальнейшего приобретения автомобиля. Банки продают валюту гражданам только на специальные конверсионные карты, раз в квартал можно приобрести около 2000 долларов. Однако эти карты нельзя использовать при покупке автомобилей, они предназначены исключительно для приобретения авиабилетов или для использования за границей. И это при том, что получение такой карты сродни в современном Узбекистане подвигу — придется отстоять в очереди не один месяц и доказать работникам банка, что ты не верблюд.

Так что, если желание купить авто еще не пропало — вам прямая дорога на черный рынок. А здесь валюту продают минимум в два раза дороже, чем по официальному курсу Центробанка.

Причина третья: утром деньги, вечером стулья

Еще один интересный факт — Узбекистан был единственной страной мира, где поддержанные автомобили стоили дороже, чем новые в автосалонах. Причина проста —долгое время в отечественных автосалонах было просто невозможно купить автомобиль даже при наличии долларов и желания. Единственным выходом из положения было волшебное слово, и это было далеко не "пожалуйста". Все узбекистанцы, которые столкнулись с покупкой авто, знали, что скрывается под неприметным словом "шапка".

В отечественных автосалонах сложилась интересная схема поставки автомобилей. Контракты на продажу автомобилей "выбрасывались" на рынок несколько раз в год, что вызывало огромные очереди, практически штурмы автосалонов по всей стране. Контракты естественно кончались в считанные дни. Если же вы хотели получить авто вне этого времени — услужливые работники предлагали "шапку", то есть доплатить к стоимости автомобиля определенную сумму от 300 до 1500 долларов в разные годы.

Сегодня, когда спрос на авто упал, "шапка" стала играть другую роль. Теперь ее берут за сокращение срока поставки автомобиля. В обычном режиме вы можете получить оплаченное авто через полгода или даже год, а с "шапкой" — значительно быстрее. Также за нее можно получить контракт на покупку авто за сумы, но "шапка" в этом случае будет как у Мономаха.

Автомобили Ravon - Sputnik Узбекистан
GM Uzbekistan начал поставку "Ravon R2" в Россию
И здесь важно понимать, что срок поставки для Узбекистана с его волатильностью цен крайне важен. При покупке в местном автосалоне клиент подписывает контракт, по которому соглашается доплатить любую сумму при повышении стоимости автомобиля. Учитывая то, что в среднем доставка машины клиенту занимает от 6 до 12 месяцев — вполне очевидно, что цены растут и покупателю приходится доплачивать. Правда непонятно с какой стати он должен это делать — ведь это проблема завода, а не покупателя. "Но это Узбекистан детка, не хочешь не покупай", — примерно так отвечают местные дилеры покупателям, уверенные в том, что им некуда деваться.

И это действительно правда. Кроме узбекских автомобилей в стране невозможно приобрести другие. Конечно, технически это сделать можно, но при ввозе в страну они облагаются такими сборами, что конечная стоимость вырастает в разы и соответственно эти авто становятся просто неконкурентоспособными.

В прошлом году многие покупатели узбекских автомобилей столкнулись с серьезной проблемой, когда GM Uzbekistan повысил их стоимость на внутреннем рынке более чем на 30%, и это при том что в России цены постоянно снижались.

Причина четвертая: выбора нет

Символы закона и правосудия - Sputnik Узбекистан
Заместитель руководителя GM Uzbekistan незаконно присвоил $667 тыс
Другой подводный камень при покупке отечественных авто — отсутствие элементарного выбора. Приходишь в автосалон и сталкиваешься с ситуацией, когда ты берешь не то, что хочешь в плане комплектации авто и тем более цвета, а то что есть в наличии. При этом непонятно в каком виде к тебе это авто доедет, бывали случаи, когда в салоны они приезжали и с вмятинами, отсутствием необходимых запчастей и так далее. Соответственно вернуть такое некондиционное авто технически возможно, но после стольких мытарств при его покупке и будущих проблем при возвращении денег, фактически невозможно.

Причина пятая, оплатная

В Узбекистане придумана своя, уникальная система оплаты автомобилей. Вы думаете все просто, пришел в автосалон, заплатил деньги и радуйся, жди свое авто. Не все так просто. Сначала вы с большим трудом и переплатами добываете на черном рынке валюту, затем отправляетесь в банк, где вам открывают специальную пластиковую карточку, за которую вы заплатите порядка 30 долларов. Отметим, что из 30 отечественных банков эту услугу предоставляют всего два.

Партия автомобилей GM Uzbekistan - Sputnik Узбекистан
Узбекистан сэкономит на экспорте автомобилей в Россию и страны СНГ

Затем вы сдаете наличные доллары в банк, который перечисляет эту сумму на вашу карточку. Напомню, что вы купите доллары на черном рынке примерно за 5500-5600 сумов за 1 доллар (данные на 17 мая), а сдаете в банк по государственному курсу примерно за 2920 сумов за 1 долларов. Весело правда?

При этом интересно, что полученная пластиковая карта нужна будет только для проведения этого единичного платежа, больше она ни на что не способна, можете смело выкинуть свои 30 долларов в мусорную корзину. После получения карты вы едете в автосалон, где с нее снимают деньги и вручают вам долгожданный контракт.

Важно, что этот порядок действует только при покупке авто за валюту, за сумы можно расплатиться и в самом салоне. Но так как за сумы авто пока не продают, остается только голову ломать, где взять доллары…

Вместо эпилога

Стоит отметить, что с каждым годом ситуация на отечественном автомобильном рынке медленно, но верно улучшается. Сегодня в салонах можно спокойно взять контракты на некоторые модели авто, правда только за валюту. Поэтому и ажиотажа большого со стороны населения пока нет. Однако это поспособствовало снижению цен на вторичном рынке, который сегодня стал более-менее адекватным.

Остается надеется, что проходящие в эти дни проверки в GM Uzbekistan наконец-то повернуть отечественный автопром к народу, усовершенствуют систему поставки и продажи авто. Хочется спросить нашего отечественного автопроизводителя — неужели господа вам не стыдно, что узбекские авто стоят намного дороже у себя на родине, и дешевле в других странах?

Лента новостей
0