Раймондс Паулс, вспоминая прошлое в беседе с корреспондентом Sputnik Латвия Евгением Лешковским, особенно не критикует его: "А зачем? У меня много светлых чувств связано с СССР — хотя бы потому, что я тогда был моложе". Критикам маэстро рекомендует прежде сильно подумать и взвешивать каждое слово.
— На днях встречался с Аллой Пугачевой, которая сейчас отдыхает в Юрмале. Мы с ней тоже говорили о "четверти века назад", — говорит Раймондс Вольдемарович. — Алла мне сказала: "Как было — так и рассказывай. Далеко не все ведь плохо было. Помнишь?"
Хорошо помню! И те, кто теперь окрашивают его черной краской, неправы. Но и с теми, кто говорит, что тогда было прекрасно по сравнению с сегодняшним днем, тоже не согласен. Те, кому сейчас не очень живется, начинают вспоминать: и картошка тогда дешевле была, бензин когда-то стоил 7 копеек за литр, оплата квартиры — ерунда, а медицина вообще бесплатная.
Но если о минусах, то вот была полная глупость: закрытые границы — и никого не выпускать. Даже в ГДР съездить было событие! Вовсе не случайно многие творческие свободолюбивые люди так стремились заглянуть "за занавес": а что — там? Так выпускать надо было их! Чтобы они спокойно съездили, посмотрели, оценили и, думаю, многие вернулись бы.
"Думали — постреляют-постреляют, власть сменится, но СССР останется…"
— Помните путч, 1991-й год? Какие у вас были ощущения тогда?
— Что ответите, например, бывшим коллегам-политикам, кто теперь критикует советские годы, хотя тогда еще и в школе не учился…
— Верно, сейчас многие критикуют СССР. При этом сами они в нем толком не жили: помнят лишь что-то из детства. А я помню побольше! Например, последние годы войны. Или еще раньше: как по улицам шли люди с желтыми звездами на груди. Страшно. Мы тогда с семьей жили за Двиной, и я еще помню, как в последние дни войны все бомбили. Потом видел, как по улицам двигались колонны пленных немцев.
И помню, как в первое время после войны стоял в очереди за хлебом — по два дня. Видел, как Ригу восстанавливали — со всего Союза люди ехали. А мы, мальчишки, бегали по дворам и собирали не только патроны, но даже гранаты. Кидали в огонь эти патроны, потом кто-то без пальцев оставался.
В общем, многое пережил. Не самые яркие годы. При этом я советское прошлое не вижу только в мрачных цветах. Жизнь вообще разная, а у меня еще и музыкальная.
"В отличие от рок-музыкантов комсомольцы были готовы к распаду Союза…"
— Вы выступали перед первыми лицами СССР. Брежнев любил творчество Раймондса Паулса?
— Многие, кто в 1991-м боролся с СССР, теперь говорят, что оказались совершено не готовыми к тому, что случится потом.
— Подтверждаю! В Латвии почти никто не был готов к переменам. К примеру, рок-музыканты. Помню, они все в 1980-е играли в Старой Риге в кафе "Аллегро", которое было закреплено за ЦК комсомола ЛССР, где тогда сидел Валерий Каргин, ставший потом банкиром. А вот комсомольская верхушка уже была ко всему готова! Думаю, если бы Союз не распался, а, как многие теперь говорят, реформировался, то они попали за решетку по каким-нибудь статьям вроде "валютные махинации"…
Теперь в государственных СМИ Латвии тоже цензура
— Цензура вас коснулась в советские годы?
— А я был совершенно безопасным для власти музыкантом — и те, для кого я что-то писал. Да, тексты песен наши музыканты отдавали "на согласование", помню, из какой-то даже убрали слова "белый кораблик", который "по морю плывет". Наверное, подумали, что на белогвардейцев намек… И на телевидении была цензура. Ну так и теперь в государственных СМИ Латвии цензура.
Никто не поспорит, что тогда в огромном почете были самодеятельные коллективы Латвии — танцевальные, хоровые. Их поддерживали, у них было намного больше возможностей выступить перед большой аудиторией. И писали о них, и говорили намного чаще. Сейчас самодеятельная культура в Латвии тоже на очень высоком уровне, но о ней мало говорят.
Тут наши спортсмены на Олимпиаде в Рио какое-то далекое место заняли. Но — хоть что-то. Большое, понимаешь, событие… При этом наши исполнители на Олимпиаде хоров заняли летом первое место, золотую медаль получили. Очень серьезно! Но многие ли латвийские СМИ об этом рассказали? А ведь это огромное событие для маленькой страны.
— А свою музыку тех времен вспоминаете?
— У меня до сих пор студия в здании Латвийского радио. Я сюда как зашел в 1950-е, так до сих пор тут. Я уже динозавр в этих стенах. И в этих же стенах прошло развитие всей латвийской музыкальной культуры того времени. Все тогда здесь репетировали, записывались. Тут огромные архивы записей. Такая музыкальная энергия! Она, конечно, подпитывает.