Это вам не шутки — ташкентские маршрутки

© Sputnik / Александр Уткин / Перейти в фотобанкМаршрутное такси
Маршрутное такси - Sputnik Узбекистан
Подписаться
Маршрутные такси в узбекской столице все чаще попадают в сводки происшествий, всерьез заставляя задуматься о безопасности этого вида транспорта

ТАШКЕНТ, 28 ноя — Sputnik. В последние годы столичные маршрутки с пугающей регулярностью становятся завсегдатаями дорожно-транспортных происшествий и других чрезвычайных ситуаций.

Хуже всего то, что тенденция идет явно по нарастающей: каких только скандалов в последнее время не было в этой сфере — то пенсионерку водители обидят, то с пассажиром подерутся, то маршрутка на рейсе загорится, и это уже не говоря об огромном количестве аварий с их участием. А ведь от работы этого вида городского транспорта напрямую зависят десятки человеческих жизней, причем не только в каждой конкретной маршрутке, но и в других авто.

Почему один из самых любимых видов общественного транспорта столицы превратился в постоянный источник проблем, разбирались корреспонденты Sputnik Узбекистан.

Кто в "газели" хозяин?

Современное положение дел в общественном транспорте столицы, и, в частности, в сфере перевозок маршрутками, сложилось не сегодня, утверждают эксперты, это целый комплекс взаимоувязанных проблем.

Во многом ситуация связана с острой нехваткой кадров в сфере пассажирских перевозок. Спросите любого ребенка, вряд ли он ответит вам, что с детства мечтает стать водителем маршрутки. Это действительно тяжелая работа, и желающих крутить баранку с раннего утра до позднего вечера не так много.

В Ташкенте из-за гололеда перевернулась маршрутка - Sputnik Узбекистан
В Ташкенте из-за гололеда перевернулась маршрутка
С точки зрения законодательства здесь не придерешься — частные компании, занимающиеся перевозками пассажиров маршрутками, должны перед приемом на работу проводить тщательное собеседование, в том числе требуя необходимые медицинские справки о здоровье, об отсутствии наркозависимости или проблем с психикой. Это, по мнению законодателей, должно оградить пассажиров от проблем, в результате работу бы получали преимущественно квалифицированные, тактичные и культурные в общении водители.

Но, как говорится, эти планы разбились о быт. Как рассказал нам представитель одной из частных транспортных компаний, сегодня ситуация на рынке такова, что они вынуждены принимать всех, кто хочет у них работать.

"Большого желания работать водителем маршрутки у нас в Ташкенте не наблюдается. В основном к нам приходят люди 35-40 лет, бывшие водители грузовиков или такси, как правило, уже потрепанные жизнью. Для них работа — это просто заработок денег, как она будет выполняться и насколько качественно, практически никого не волнует. Если мы будем им отказывать и принимать на работу людей только с высшим образованием или тактичных, уже завтра столица "встанет" без маршруток", — рассказывает он.

При этом ситуация, замечает собеседник, усугубляется особым восточным менталитетом. Каждый водитель не хочет понимать, что он, прежде всего, слуга народа, государство предоставило его компании, а значит и ему, лицензию на право обслуживать тот или иной маршрут. Поэтому он должен быть вежлив с каждым пассажиром.

"У нас же, как правило, наоборот, каждый водитель считает себя хозяином маршрутки, который делает большое одолжение пассажирам за то, что их подвозит. Мы не раз сталкивались с жалобами клиентов на то, что наши водители на просьбы пассажиров ехать осторожнее просто останавливали маршрутки, кидали людям деньги и говорили: выходите, или дальше не поедем", — отмечает он.

"Резиновое" такси

Отдельная проблема — желание водителей подзаработать и отсутствие необходимого контроля со стороны компании. В Узбекистане в результате этого процесса появились так называемые "резиновые маршрутки", которые можно наблюдать практически на любой дороге столицы.

Обычно в микроавтобус "Газель", повсеместно используемый в Ташкенте в качестве маршруток, вмещается 13-15 мест в зависимости от комплектации. Однако для столичных водителей это не предел — по утрам и вечерам в такие маршрутки набивается по 20 человек и больше.

Практически в каждой маршрутке есть особе место, из-под которого волшебным образом появляются дополнительные специально сколоченные табуретки. Некоторые пассажиры утрамбовываются таким образом, что даже на этой табуретке сидит не один, а два-три дополнительных пассажира, а на коленях одного из них помещается еще и худенький студент. Бывает, что сидят прямо на полу. А водители получают неучтенный нал, который идет прямо в карман.

ДТП с маршруткой в Ташкенте - Sputnik Узбекистан
Очередное ДТП с участием маршрутки произошло в Ташкенте
И ведь наши узбекские водители со смекалкой подходят к этому вопросу. Отечественные маршрутки практически все в кустарных условиях укреплены дополнительными приваренными к стенам балками, чтобы выдерживать повышенные нагрузки. Кроме того, в каждой маршрутке кресла расставлены по-своему в надежде водителя на то, что он сможет впихнуть как можно больше народа. Здесь сразу напрашивается вопрос — а как такие авто проходят ежедневный технический контроль перед выходом на линии?

Вообще, состояние маршруток — это отдельная тема. Часто в них нет даже спинок от кресел, или они держатся так, что лучше не облокачиваться. По словам представителя частной транспортной компании, на втором месте после жалоб на грубость водителей идут жалобы на грязное состояние салона.

"Это вполне обычное явление для столичных маршруток, когда пассажир может сесть на грязное или мокрое сиденье, зацепить масляное пятно. Мне однажды позвонил пассажир и пожаловался, что в салоне водитель перевозил шины от какого-то грузовика, которые испачкали чуть ли ни всех пассажиров. На вопрос, почему вы поехали в такой маршрутке, он ответил: а что делать — не факт, что следующая будет лучше", — замечает собеседник.

Долгая дорога домой

Еще один вопрос к водителям и их компаниям — соблюдение графиков и выпускание на обслуживание маршрутов доставочного числа техники. Как такового графика движения маршруток просто нет — ты выходишь на дорогу и ждешь, может, приедет через две минуты, а может, и через 40.

Проблема в том, что на маршрутки, в отличие от автобусов, пока еще не установлены GPS-трекеры, что и позволяет их водителям вести вольную жизнь. Кроме того, руководство транспортных компаний часто закрывает глаза на невыход водителей на работу.

"Перепил, холодно слишком, я сегодня занят — это только небольшая часть отговорок водителей. И сделать с ними что-то сложно, замены-то нет. В результате вместо, например, 10 машин на маршрут выходит семь, что создает серьезные проблемы — люди ждут дольше, а когда маршрутка подъезжает, просто штурмуют ее, отталкивая всех вокруг", — говорит представитель транспортной компании.

Чудеса на виражах

Самое же опасное — дорожно-транспортные нарушения. Сказать, что каждый водитель маршрутки мнит себя шумахером, — ничего не сказать. В гололед, дождь и слякоть маршрутки несутся как угорелые, хотя рекомендованная для них скорость в нормальную погоду — не более 60 километров в час.

Салон автобуса - Sputnik Узбекистан
Прокатиться в общественном транспорте Ташкента и не поседеть
Поворотники при перестроении с полосы на полосу — их просто нет, резко перестроиться с крайней левой полосы на крайнюю правую для того, чтобы подобрать пассажира, и при этом создать аварийную ситуацию — это легко.

Хотите убедиться своими глазами — зайдите в группу "Водители Ташкента" в Facebook. Здесь множество роликов и описаний того, как маршрутчики несутся во весь опор, проскакивают на желтый и красный свет светофора, выезжают со второстепенных дорог на главные на немыслимой скорости или вообще выскакивают на встречку.

Сколько уже выложено в социальную сеть подобных роликов? Но смотрят ли их водители маршруток? Нет, скорее, они заняты другими проблемами — получить свою зарплату и еще к ней накатать на дополнительно взятых пассажирах.

Эксперты едины во мнении, что решить эту проблему можно только одним способом — вернуть обратно под контроль государства сферу перевозок маршрутками. Частные компании заботятся только о пополнении своего кошелька, поэтому закрывают глаза и на плохое состояние авто, и на откровенно плохое здоровье водителей на медицинских проверках при выезде на маршруты. Главное — заработать деньги, а остальное неважно.

Государство, конечно, не всегда самый эффективный управленец, но, как показывает практика, в условиях Узбекистана хотя бы порядка будет больше. Остается надеяться, что на эту проблему наконец-то обратят внимание представители власти, иначе поездки в маршрутных такси так и останутся лотереей для пассажиров.

Лента новостей
0